Ежедневные новости Главные новости дня России,Украины

Сброс настроек

Сбросить Добавить Ежедневные новости в закладки (избранное).  
Добавить в избранное

АнтиНЭП: о периодизации истории человечества

  • АнтиНЭП: о периодизации истории человечества
  • Смотрите также:

19a44

Как же называть период изменений экономических общественных отношений в истории СССР от социализма к капитализму, был ли он? Просто ли периодом с сохранением социализма (элементов коммунизма) в базисе (общественные (государственные) средства производства) или социалистичным капитализмом (государственно-монополистическим капитализмом с красными флажками и марксистско-ленинской риторикой)?

Был ли Советский Союз при Брежневе еще социалистическим или был уже капиталистическим?

Но намеренно не ограничимся периодом истории СССР Брежнева, а обозначим вопрос пошире, взяв весь период СССР.

Итак, начнём с классических диалектических, марксистских определений и уточняющих добавлений:

Базис формации – совокупность экономических, т.е. общественных производственных, отношений определенного исторического типа; совокупность экономических отношений всех ее общественных укладов (производительные силы и производственные отношения).

Надстройка – это совокупность социальных, прежде всего политических и правовых, отношений и форм общественного сознания. В ходе взаимодействия (исторического хода) базис и надстройка – причина и следствие – меняются местами. Базис определяет надстройку, а последняя не только отражает и закрепляет базис, но и создает (или тормозит) нормативно-правовые (экономические) условия его развития.

Связь базиса и надстройки носит диалектический характер. Раз возникнув на определенном базисе, надстройка оказывает обратное и притом мощное воздействие на базис и развитие общества в целом. В этом взаимодействии определяющую роль в конечном счёте играет базис (см. Ф. Энгельс, там же, т. 37, с. 394—95). При этом различные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом и испытывают его влияние и, в свою очередь, влияют на него непосредственно (например, политика) или более опосредованно (например, философия). Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, писал: «Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении — тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития — тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве» (там же, с. 417). То, что здесь сказано о роли государства, можно сказать о роли надстройки в целом. Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе.
— БСЭ

По Плеханову, который ставил эту категорию в центре социологии марксизма, связь базиса и надстройки проявляется в том, что через надстройку экономика может влиять на поведение людей в обществе. Иногда это происходит посредством политики, иногда – через посредство идеологии и форм общественного сознания. Среди форм общественного сознания он различал элементы «первого порядка» (политика, право), «второго порядка» (наука, мораль) и «высшего порядка» (философия, религия, искусство). Согласное его представлению, у элементов «первого порядка» связь с экономикой более непосредственная (то есть самая очевидная). Чем выше «порядок» элементов, тем более сложными и опосредованными становятся их связи с базисом (то есть подмена и искажение целей сложнее заметить, если это происходит). Так, элементы «высшего порядка», как правило, воздействуют опосредованно через элементы «первого» и «второго» порядка.

Экономическая общественная формация — важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определённую ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность общественных явлений, в основе которой лежит определяющий данную формацию способ производства материальных благ и которой свойственны собственные, присущие только ей типы политической, юридической и других организаций и учреждений, свои идеологические отношения (надстройка). Смена способов производства определяет смену общественно-экономической формации.

Марксова периодизация исторического материализма содержит два подхода в категоризации: гегелевский — внутриформационный антагонизм классов (неантагонистическая формация: первобытный коммунизм; антагонистические формации: рабовладение, АСП, феодализм, капитализм; неантагонистическая формация: подлинный коммунизм) и ныне более известная советская периодизация пятичленка: первобытный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм (вкл. социализм).

Чтобы обойти еще неустоявшееся не по Марксу дискуссионное определение социализма, как самостоятельной формации со своими закономерностями и еще ненаписанным научным трудом равноценным Капиталу конкретно для социализма, будем применять более общую категорию по классовому противоречию. Наметки данной периодизации истории человечества были изложены им еще в «Философско-экономических рукописях 1844 г.» в процессе анализа движения труда от его первоначальной внутренне нерасчлененной формы к отчужденному труду и затем снятию этого отчуждения.

Бесспорно, мы живем на рубеже двух эпох, и происходящие перед нами величайшей важности исторические события могут быть поняты лишь при анализе, в первую голову, объективных условий перехода от одной эпохи к другой. Речь идет о больших исторических эпохах; в каждой эпохе бывают и будут отдельные, частичные движения то вперед, то назад, бывают и будут различные уклонения от среднего типа и от среднего темпа движений. Мы не можем знать, с какой быстротой и с каким успехом разовьются отдельные исторические движения данной эпохи. Но мы можем знать и мы знаем, какой класс стоит в центре той или иной эпохи, определяя главное ее содержание, главное направление ее развития, главные особенности исторической обстановки данной эпохи и т. д. Только на этой базе, т. е. учитывая в первую голову основные черты различия разных «эпох» (а не отдельных эпизодов истории отдельных стран), можем мы правильно построить свою тактику; и только знание основных черт данной эпохи может послужить базой для учета более детальных особенностей той или иной страны.
— Ленин, том 26 ПСС

Капитализм (фр. capital — главное имущество или сумма) — экономическая общественная формация, основывающаяся на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации капиталом наёмных рабочих, лишённых средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу (сама рабочая сила является особым товаром); сменяет феодализм и является последней в истории человечества антагонистической экономической общественной формацией. Все докапиталистические способы производства основаны преимущественно на ручном труде.

Придав процессу производства общественный характер, капитализм подрывает тем самым свою собственную базу, ибо частнокапиталистическая форма собственности несовместима с общественным характером процесса производства.

Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистического не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества
— Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7–8

Путем пролетарской социалистической революции совершается скачок от эпохи антагонистических формаций к эпохе неантагонистических.

Социалистическая революция — коренное качественное преобразование общества, высший тип социальной революции, способ перехода от классово антагонистического общества к неантагонистическому обществу.

Революционные коммунистические преобразования общественных отношений начинаются с социалистической революцией и продолжаются вплоть до уничтожения всех классовых противоречий (не троцкистская перманентная революция), то есть уничтожение классов — преобразование в бесклассовое общество.
Социалистическую революцию октября 1917-го года следует понимать как активную фазу, великий почин общественных преобразований. Землю — крестьянам, фабрики — рабочим, мир — народам.

Классическое определение сущности переходного периода дал Маркс в «Критике Готской программы»:
«Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».

Не следует путать период истории в Советской России, именовавшийся Новой Экономической Политикой, и переходный период от капитализма к коммунизму. Советский НЭП является лишь мельчайшим тактически необходимым этапом в переходном периоде Советской России капитализм-коммунизм.

Диктатура пролетариата и общественные средства производства переварили анархию госкапитализма без буржуазной надстройки, без главной поддержки государства  — института диктатуры буржуазии.

Переходный период заканчивается с уничтожением всех антикоммунистических черт свойственных капиталистической (предыдущей) формации.

Анализируя текущий политический момент, мы могли бы сказать, что переживаем переходный период в переходном периоде. Вся диктатура пролетариата есть переходный период, но теперь мы имеем, так сказать, целую кучу новых переходных периодов.
— Ленин, О профессиональных союзах

С момента взятия власти пролетариатом и с момента начала им революционных преобразований в базисе и надстройке общества начинается становление новой неантагонистической формации - коммунизма. А сам процесс становления является переходным периодом диктатуры пролетариата от капитализма к коммунизму на основе общенародной собственности на средства производства или социализмом. В процессе становления, одни быстрее другие медленнее, устраняются все основные и неосновные антагонистические противоречия антагонистических общественно-экономических формаций прошлого (капитализма, феодализма, рабовладения): различие города и деревни, умственного и физического труда, классы, государство, общественный характер производства и частный характер присвоения, товарно-денежные отношения и т.д. В новых условиях становления неантогонистической формации воспитывается новый человек. В процессе становления действует социалистический принцип: “от каждого по способностям, каждому по его труду”, который в процессе становления постепенно изменится до коммунистического принципа: “от каждого по способностям, каждому по потребностям”. Коммунистической формацией, достигнутой безреволюционным перерастанием социализма в коммунизм, можно считать то общество, где уничтожены все антагонистические противоречия всех антагонистических общественно-экономических формаций прошлого, где в полной мере и повсеместно исполняется коммунистический принцип: от каждого по способностям, каждому по потребностям.

Характер и продолжительность переходного периода зависят от уровня развития общества, при котором начинается процесс коммунистических преобразований, а также от международных условий. Это период сосуществования и борьбы различных экономических укладов при ведущей, а затем и господствующей роли коммунистического способа производства, период классовой борьбы между господствующим классом трудящихся и свергнутыми, но ещё не ликвидированными эксплуататорским классом (мелкобуржуазия (мелкотоварники, крестьяне), буржуазия), борьбы между коммунистической и буржуазной идеологиями в умах масс.

Развитие материального производства и классовой борьбы позволяет довести до конца процесс обобществления средств производства, продуктов этого производства и устранения эксплуататорских классов и классовых антагонизмов. Государство трудящихся является основным орудием преобразования общества в этот переходный период.

Социализм — переходный период от классово антогонистической формации к классово неантогонистической формации, основыванный на общественной собственности на средства производства, но сохраняющий ещё остатки классового антагонизма, неравного буржуазного права в том, что распределение производится по труду, а не по потребностям трудящихся, а также сохраняются некоторые классовые различия свергнутого класса по которым они могут заново образовываться.

Общественной собственностью на средства производства может стать государственная собственность лишь в условиях диктатуры пролетариата. Государственно-капиталистическое предприятие становится социалистическим при включении его в единый хозяйственный план, в условиях диктатуры пролетариата. При отсутствии диктатуры пролетариата социалистическое предприятие превращается в капиталистическое (государственно-монополистическое) и не общественное.

Изготовленная социалистическим производством продукция уже не товар (меновая стоимость), а продукт, изделие (потребительская стоимость), подлежащие плановому распределению среди объектов народного хозяйства для продолжения (воспроизводства) производственного процесса и обеспечения здорового образа жизни членам социалистического общества.

В период социализма пролетариат, как класс, является господствующим, но свергнутые им классы и классовые различия еще никуда не исчезли. Поэтому пролетариат не перестает быть пролетариатом, хоть он и является владельцем основных средств производства, общество в этот период переживает процесс уничтожения классов и классовых различий.
Социализм есть исторический процесс уничтожение классов. Не сглаживание классовых противоречий, а именно их уничтожение вместе с классами.

Социализм не готовая система, которой будет облагодетельствовано человечество. Социализм есть классовая борьба теперешнего пролетариата, идущего от одной цели к другой во имя своей коренной цели, приближаясь к ней с каждым днем.
— Ленин В.И. (1913)

Революционный переход от капитализма к социализму означает, что неантагонистическая формация начинает развиваться на своей собственной основе — на основе общественной собственности на средства производства.

Коммунизм (от латинского communis — общий) — экономическая общественная формация, бесклассовое общество, особенности которого определяются общественной собственностью на средства производства, таким развитием производительных сил и соответствующих им производственных отношений, что выполняется принцип: каждый по способностям, каждому по потребностям, где нет существенных различий между городом и деревней, где нет существенных различий между умственным и физическим трудом.


Классово неантогонистические экономические общественные формации — категория исторического материализма, обозначающая экономические общественные формации, особенности которых определяются общественной собственностью на средства производства, не включающая в себя социализм, как переходный период от классово антагонистического общества к классово неантагонистическомому — коммунизму, диалектическому отрицанию отрицания первобытного (примитивного) коммунизма.

Проиллюстрируем для наглядности две формации: антагонистическую и неантагонистическую.



На период социализма также приходится диктатура пролетариата, а начинается она с момента социалистической революции. Путем преодоления антикоммунистических черт, доставшихся от капитализма, феодализма и рабовладения, достигается коммунизм. Исторический период социализма весь состоит из революционных преобразований человеческого общества, т.о. социализм можно считать коммунистической революцией.


Государство — по существу инструмент диктатуры класса, исторический примиряющий продукт межклассового противоречия .
По форме — надобщественный социальный институт, в немарксистском смысле, ибо государство буржуазное после социалистической революции уничтожается и заменяется пролетарским государством (см. Анти-Дюринг, Государство и революция).

Диктатура пролетариата, как теоретическое понятие, диалектически является надгосударственной категорией, это важно запомнить, так как является ключевым моментом в понимании исторической тенденции к реставрации капитализма.

«В фельетоне Вашей газеты от 22 июня сего года Вы бросили мне упрек, что я отстаиваю господство и диктатуру рабочего класса, в то время как Вы, в противоположность мне, придаете значение уничтожению классовых различий вообще. Я не понимаю этой поправки.
Вам прекрасно известно, что в «Манифесте Коммунистической партии» (опубликованном перед февральской революцией 1848 года) на стр. 16 говорится: «Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса».
Вы знаете, что в «Нищете философии», еще до февраля 1848 г., я отстаивал против Прудона ту же самую точку зрения.
Наконец, в той самой статье, которую Вы критикуете («Neue Rheinische Zeitung. Politischokonomische Revue» № 3, стр. 32), я пишу: «Этот социализм (т. е. коммунизм) есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата, как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений» .
- К.Маркс, Заявление редактору «Neue Deutsche Zeitung», июнь 1850 г., там же, т.7, с.339, курсив – Маркс.

Отметим важное в данном умозрении Маркса, диктатура пролетариата сохраняется вплоть до уничтожения общественных отношений, свойственных капиталистической формации (между управляемыми и управляющими, умственным и физическим трудом), то есть даже при социализме.

Правда следует сказать, что через 25 лет в Критике Готской программы, Маркс переходный период умозрительно завершает построением социализма, но как мы знаем по истории СССР классовая борьба обострилась и после свержения класса буржуазии.

В следующей главе АнтиНЭП как социалистичный капитализм мы рассмотрим период истории СССР, следуя данным определениям.


Самое читаемое сегодня


Категория: Новости экономики | |

Подписка на RSS рассылку АнтиНЭП: о периодизации истории человечества


Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.