Ежедневные новости Главные новости дня России,Украины

Сброс настроек

Сбросить Добавить Ежедневные новости в закладки (избранное).  
Добавить в избранное

Эволюция человечества. Куда мы идём?

  • Эволюция человечества. Куда мы идём?
  • Смотрите также:

Под категорией эволюции во всем дальнейшем изложении будет пониматься движение к совершенствованию, к идеалу, поэтому понятие идеала становится краеугольным и требует представления об идеале человека и его сообщества. Предлагаемая модель основана на представлении о том, что эволюционирует жизнь. Главная цель жизни — это повышение жизнеспособности, т. е. способности быть. Под понятием «жизнь» мы понимаем сложную систему, воспроизводящую себя и стремящуюся к пространственной и временной экспансии.

На рисунке представлено трехмерное пространство эволюции жизни. Какие это пространства? Первое пространство биологической изменчивости — био-, антропогенеза, второе — социальной изменчивости — социогенеза, и третье пространство духовной изменчивости — сологенеза (не ищите в словарях, это нововведение).

В совокупности, последовательная изменчивость всех трех потенциалов жизни формируют способность быть. Ключ именно в последовательности фаз. Когда-то биологической жизни — в ее обозримых для человека формах — вообще не было (на рис. 1 ее не было именно в нулевой точке), а когда она появилась, то стала развиваться в биологическом пространстве, наращивая биологический потенциал. Что это за потенциал? Способность противостоять вызовам среды и конкурентов в своей нише. Появилось множество физических характеристик организма: сила, ловкость, приспособленность к пищевой нише и месту развития, развитость сигнальной системы. Эти свойства развивались в конкуренции, в борьбе за существование. Эволюционно нарастали информационные, энергетические, материальные связи, обмены и на каком-то этапе — возникла способность, которую мы именуем сознанием или разумом.

Итак, процесс эволюции живого начинается вдоль оси биогенеза, в ходе эволюционирующей жизни постепенно возрастает биопотенциал жизнеспособности. Очевидно, что движение вдоль этой оси имеет предел — некий идеал совершенства.

Здесь возникают непростые парадоксы. Но есть одно важное соображение. Приближение к идеалу всегда замедляется по мере нарастания близости к нему. Это описывается понятием асимптотического приближения: идеал никогда не будет достигнут, но приближение к нему не прекращается, лишь становясь все менее интенсивным по объему приобретаемых улучшений свойств в единицу времени. Замедление развития требует перехода к иному типу развития. Именно асимптотическое движение у предела совершенства предыдущего качества и «поворот в иное качество развития делают возможным продолжение эволюции. В противном случае ее исчерпанность была бы неизбежна. Развитие прекратилось бы.

Можно сформулировать правило эволюции жизни: исчерпанность эволюции в каком-либо потенциале порождает возникновение нового качества жизни. Так, приближаясь к пределу биологического, мы как бы парадоксально ускоряем вновь биологическую эволюцию, но при этом, понимая, что она уже пришла к пределу, к идеалу. Объяснить это можно только одним образом: это даже не инволюция, это контрбиологическая эволюция, когда человек избавится от тела — оно ему перестанет быть нужным. Оно уже сейчас заменяется протезами, заменяются материальные процессы, физическое тело у человека исчезает, он его отбрасывает. Другими словами, чтобы, достигнув идеала развития по одному потенциалу, развиваться далее — нужно выйти в другое пространство иного качества развития. Происходит «разворот» эволюции.

Биологическая эволюция преимущественно сопровождалась конкуренцией, борьбой за выживание, перенос этого образа в социальное пространство оформляется идеологией и практикой социал-дарвинизма и либерализма. Новизна ситуации возникает, по-видимому, в главнейшем физическом проявлении жизни — взаимодействии с себе подобными. Так от борьбы за выживание и конкуренции особи должны перейти к кооперации в поведении. От индивидуумного поведения — к коллективному.

Первый поворот — возникновение сознания и социальности. Второе пространство социальной изменчивости как бы отбросило первый принцип эволюции — конкуренцию, борьбу всех со всеми. В природе социальности: коперативность, коллективность, общинность и т. п. Это дало человеку мощное преимущество перед иной природой и возможность ускорения эволюции жизни в пространстве социогенеза. Заметим, что здесь очень важна множественность индивидов, иначе о кооперативности речи быть не может. Но ведь принцип жизни — умножать численность — как раз и обеспечивает это требование. В этом пространстве отжившим и рудиментарным являются представления о конкуренции и индивидуумности, которые исповедует либерализм.

Перенос биологических принципов на социальное пространство эволюции является инволюционной девиацией. В случае с СССР и РФ, например, переход в России на асоциальные рельсы есть инволюция и отклонение от пути прогресса. Это по плачевным результатам развития становится все более очевидным для России, это нашло отражение и в мировых трендах, а в скором будущем будет нетерпимым для обществ и государств. Но по уже предложенной логике и для неостановимого совершенствования и в этом пространстве должен быть свой предел-идеал и асимптотическое приближение к нему. Второй поворот эволюции сбрасывает социальность. Кажется странным. Только что обрели, продвинулись в эволюции и… отказываться? Что это означает? Это означает, что от множественности, т. е. от наличия многих идентичностей мы должны прийти к появлению сочетания единичности и целостности. Кооперация исчезает, потому что исчезает множественность, возникает некое новое качество, новое пространство, новое пространство эволюции, сплоченность и интегративность индивидуумов.

Мы его с В. Э. Багдасаряном предварительно, предлагая в научный оборот, обозначаем термином — сологенез. Биогенез или антропогенез для человека, затем социогенез для общества разумных, затем сологенез для сообщества нового уровня. Каждый раз возникает некое новое качество рациональности организации жизни, повышающее ее жизнеспособность по отношению к предыдущему пространству эволюции. Обладая разумом, быть кооперативным относительно конкуренции более рационально. Точно так же в новом измерении духовного или нравственного совершенствования эволюции второй поворот вновь начинает «поднимать» эволюционную кривую роста жизнеспособности, ведет ее к новому пределу, новому идеалу. Становятся рациональны милосердие, сопереживание, бескорыстие, альтруизм, кооперативность в виде, переходящем в предельную сплоченность сообщества. Следуя логике последовательности смены пространств эволюции, необходимо прогнозировать, что приближение ко второму пределу-идеалу приведет к переходу эволюционной траектории в некое новое пространство. Уже сейчас человек протезирует свое тело. Развиваются способы регенерации бионосителя человеческого разума и сознания. Логично считать, что развитие науки и техники приведет в будущем к полному отсутствию надобности у человека в его теле. Принципиально важно, что главное человеческое категориальное содержание заключается не в его теле, а в не менее материальном содержании, которое пока еще современной наукой не очень познано. В религиях это называется душой, в философии — сознанием, разумом. Но, во всяком случае, постановка вопроса о том, что это непознанное будет когда-нибудь познано, уже не является запрещенным предметом. Кроме этой «проекционной» новой особенности очевидно, что второй поворот эволюции формирует некое качественно новое пространство эволюции. В трехмерной метрике необходима еще одна (вертикальная) ось, чтобы его отобразить.

Что в этом пространстве можно себе представить в системе взаимодействия индивидуумов между собой вместо кооперативности — социальности? Что может быть иным и еще более прогрессивным? Очевидно, что когда прогресс жизни шел от столкновения (конкуренции) индивидов к их кооперативному взаимодействию, то следующий шаг в этой последовательности процесса сближения индивидов неизбежен в виде их интегративности. Должна исчезнуть индивидуумность и должно возникнуть некое единство, целостность. Если бы каждый индивид был частью некоего поля, то суперпозиция этих частей и представляла бы собой целостность. Сейчас это трудно себе представить, но уже есть гипотезы о едином коллективном разуме человечества, ведутся обнадеживающие эксперименты, обнаруживаются доказательства материальности и отделимости человеческого сознания от человеческого тела. То есть речь идет о самостоятельной форме существования человеческой сущности (его сознания), которая, по полевой аналогии, может быть частью некоего общего поля, сверхъединого сознания. При этом оказывается, что социальность, т. е. соединенность индивидуумов в единую целостность, не исчезает, а обретает новое качество. Разъединяющее людей биологическое тело перестает быть нужным. А «полевая» форма бытия человека позволяет формировать целостность. Или скорее присоединиться к уже существующей.

Тут есть пока не очень понятный вызов противоречия единичности, индивидуальности человека и целостности, в которой он «растворяется». Однако в физике поля известен феномен так называемого «солитона». Это особая «частичка» поля, которая наряду с тем, что она устойчива как частичка, есть одновременно и поле, целостное поле. Это, конечно, только аналогия, но она позволяет формировать представление о возможном.

Что за эволюция, которую можно представить себе как следующий, более прогрессивный тип, по сравнению с коллективностью и социальностью? Это, конечно, нравственный прогресс. Тело совершенствовать уже не надо. Проблема добывания и потребления обеспечивающих ресурсов снимется или скорее становится совершено иной. Коммуникации между индивидами становятся совершенными. Остается вопрос содержания этих коммуникаций, качеств самого индивида. Это есть нравственное совершенствование. Если взять за основу термин из ряда био-, антропо-, социогенез, то подходящим для обозначения стадии нравственного развития (развития души человека) действительно становится термин «сологенез». Православная религия говорит, что человеку предстоит преображение. Может быть, именно об этой стадии эволюции человека и идет речь? Интегративность, сплоченность людей — это действительно более прогрессивно, чем простое механическое взаимодействие в коллективе, на расстоянии между индивидами. В этой модели эволюция прошла по трем пространствам: биогенеза, социогенеза и сологенеза.

Каждый переход в новое пространство открывал, по сравнению с предыдущим этапом, новый вид эволюции, делая человека все более Человеком в категориальном смысле. Однако логика требует ответа на вопросы: заканчивается ли подобная смена пространств эволюции в трехмерной цепочке? Заканчивается ли сама эволюция? Есть ли ее абсолютный предел? Если некто или нечто породил человека как отъединение от себя самого (изгнание), и цикл изгнанничества завершается возвращением блудного сына к своему первоистоку, то вроде бы и эволюция на этом может заканчиваться. Но возникает вопрос: а сам первоисток — статичен что ли? Не развивается? Не эволюционирует? Он ведь тоже есть жизнь, которая должна развиваться. Этот вызов находится уже, конечно, за очень трудно преодолимой гранью представимого и мысленно конструируемого. Однако, если попытаться, то получиться может следующее.

Предел, в который преображается человек, — есть жизнь. Но у нее может быть свой предел развития, свой «Бог», говоря традиционным человеческим религиозно-философским языком. И… у него, следующего — свой и т. д. Конца этой цепочке в бесконечно сложном мироздании может не быть. Свойства эволюции на тех воображаемых верхних и сверхверхних этажах представить себе трудно. Какие там будут очередные повороты и все новые пространства прогресса жизни? Дух и воображение захватывает… Но ведь не менее трудно представить себе бесконечность пространства. Или решить проблему начала времени. Или представить себе пространства с мерностью более трех, отличные от нашего трехмерного пространства. Или пространства без времени.

Главное, что сами эти вопросы не находятся под запретом. Эти вопросы и возможность более определенно обращаться с ними — конечно, удел будущего. Но вопрос о трехмерном пространстве эволюции человека (био-, социо- и сологенеза) есть вполне практический вопрос, который проецируется на современную практику, которая есть текущая и бесконечно важная наша забота.

Поэтому сделаем в заключение несколько проекций из этой макрологики на практику, на вызовы современной России. Во-первых, из этой теории эволюции следует вывод, что либерализм — это просто тупиковая форма развития. Дискуссия между сторонниками либерализма и социальности есть абсолютно практический вопрос государственного строительства и общественного развития в современной России. Во-вторых, социальное государство, выравнивающее во множестве индивидов условия жизни, материально перераспределяющее, должно уступить место нравственному государству, генерирующему в обществе нравственность. Такой концепт уже разработан в практическом, правовом смысле, он же отражен в нашем проекте Конституции России (http://rusrand.ru/dev/konstitutsija-rossii-proekt). Он достаточно детально изложен в нашей коллективной монографии «Нравственное государство» (http://rusrand.ru/dev/nravstvennoe-gosudarstvo-ot-teorii-k-proektu).

Мы на самом деле готовы отвечать в этом случае за бессмертную идею: «Нет ничего более практичного, чем правильная теория».

 


Самое читаемое сегодня


Категория: Новости общества | |

Подписка на RSS рассылку Эволюция человечества. Куда мы идём?


Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.