Ежедневные новости Главные новости дня России,Украины

Сброс настроек

Сбросить Добавить Ежедневные новости в закладки (избранное).  
Добавить в избранное

«Рустави-2»: свобода слова в Грузии под угрозой?

  • «Рустави-2»: свобода слова в Грузии под угрозой?
  • Смотрите также:

Грузинский телеканал «Рустави-2» обвиняет власти в политическом преследовании, после того как решением суда были заморожено все имущество этой оппозиционной телекомпании, и 10-го августа был принят к производству иск бывшего её владельца Кибара Халваши, который требует возвращения своей, как он утверждает, незаконно отобранной доли.

В то же время, представители телекомпании считают, что суд принял незаконное решение и требуют его упразднения, так как, по их словам, если бы вопрос стоял о возвращении Кибару Халваши его имущества, он бы потребовал арестовать доли владельцев. В то время как ограничение прав директора «Рустави-2» и другие факторы, согласно руководству телекомпании, имеют целью атаковать свободу слова путем создания проблем вещанию компании в предвыборный период.

Примечательно, что в настоящий момент «Рустави-2» продолжает вещание. Суд также отказал Халваши в требовании наложить арест на банковские счета «Рустави-2», что согласно Гендиректору телекомпании Ники Гварамия, было результатом давления со стороны грузинского общества.

«Рустави-2» – телеканал с самым высоким рейтингом в Грузии – неоднократно менял владельцев, причем в основном это было связано с политическими процессами. В частности, с 2004-го по 2012-й годы телекомпания сменила около двадцати владельцев. Кибар Халваши владел долей в телеканале в 2004-2006 годах, когда его союзник Ираклий Окруашвили занимал пост министра МВД в правительстве Михаила Саакашвили. После того как Окруашвили вошел в противостояние с властями, Халваши продал, или как он утверждает, «вынужден был уступить» свою долю в «Рустави-2», после чего он покинул Грузию и получил политическое убежище в Германии. Однако согласно утверждениям лиц, которые владели «Рустави-2» до 2004 года, в своё время их вынудили уступить свои доли Кибару Халваши. Так что право владения телеканалом, кроме Халваши, оспаривают еще два лица.

«Политическая катастрофа»

Для грузинской общественности не является секретом, что телеканал «Рустави – 2», который среди других грузинских медиа средств выделяется наибольшей критикой в адрес правящей коалиции, не пользуется симпатией нынешних властей Грузии. Бывший и нынешний премьеры страны, неоднократно публично критиковали журналистов этого телеканала, говоря им на пресс-конференциях, что они занимаются «вредительской деятельностью», работая на «Рустави-2», который согласно их утверждениям, представляет собой «машину лжи». Соответственно после того, как не дожидаясь вердикта суда имущество канала было арестовано, среди грузинских НПО, оппозиционных политиков и журналистов возникли вопросы касательно возможной заинтересованности властей Грузии в деле о «Рустави-2».

Одна из влиятельных НПО – «Ассоциация молодых юристов Грузии», заявила о том, что значение и результаты данной тяжбы, несмотря на её суть и итоги, важны не только для участвующих сторон, но, помимо правового, также имеют и политическое значение – ведь речь идет о «высокорейтинговом» медиа-канале, настроенном критично к властям. НПО также осудила решение судьи насчет ареста имущества «Рустави-2», посчитав, что оно не было документировано в соответствии с «тем высоким стандартом», которым суд должен руководствоваться в делах, представляющих «высокий общественный интерес», и несущих опасность причинения «необратимого вреда» общественному интересу.

Оппозиционные политики в свою очередь также высказали недовольство в связи с создавшейся вокруг телеканала ситуации.

«Мы не допустим ограничения свободы слова. Властям должно быть отлично известно, что подобная практика имеет очень горький опыт. Если они не учитывают собственные и чужие ошибки, то время покажет, к чему это приведет», – заявил 10-го августажурналистам представитель оппозиционной партии «Свободные демократы» Алекси Петриашвили.

Партия экс-президента Михаила Саакашвили «ЕНД», которую поддерживает «Рустави-2, причем не особенноскрывая это, заявила, что суд якобы действует в соответствии с планом властей, в частности – позицией бывшего премьера Грузии, миллиардера Бидзины Иванишвили, который, как утверждает оппозиция, продолжает править страной «из-за кулис».

«Задачей этого плана является полная заглушка "Рустави-2", или, по меньшей мере, создание ей максимальных проблем в эффективной деятельности в предвыборный период. Иванишвили не раз говорил об этом плане с использованием конкретных лиц, обещал им поддержку и призывал, практически, к такому шагу.... Все это завершится политической катастрофой для Ивинишвили и его команды, но, к сожалению, создает серьезную угрозу грузинской демократии и стабильности государства», – заявил 10-го августа в комментарии для СМИ экс-глава Совбеза Грузии Георгий Бокерия.

Примечательно, что в своё время, гонения против неугодных правительству СМИ являлись одним из основных обвинений, которое предъявляли правительству Михаила Саакашвили международные правозащитники. 

«Необратимый путь»

Власти Грузии категорически отрицают причастность к иску против «Рустави-2», заявляя, что это «тяжба между двумя частными субъектами».

«Как премьер-министр и как гражданин, я сторонник восстановления всяческой справедливости, но это спор между двумя субъектами, и я думаю, что это решит суд. Так, что в этом роль правительства равна нулю», – заявил в своём комментарии для СМИ премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили.

Тем не менее, президент Грузии Георгий Маргвелашвили пообещал следить за развитием событий вокруг оппозиционной телекомпании.

«Я, как все нетоталитарно мыслящие политики, стою на страже свободных СМИ. Грузия и грузинская общественность прошли долгий путь к функционированию подлинно свободной журналистики. И этот путь необратим», – заявил президент Грузии.


Самое читаемое сегодня


Категория: Новости экономики | |

Подписка на RSS рассылку «Рустави-2»: свобода слова в Грузии под угрозой?


Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.