Ежедневные новости Главные новости дня России,Украины

Сброс настроек

Сбросить Добавить Ежедневные новости в закладки (избранное).  
Добавить в избранное

Вызываем огонь на себя

  • Вызываем огонь на себя
  • Смотрите также:

Немецкая спецслужба Bundesnachrichtendienst (BND) больше десяти лет следила за издательским домом Акселя Шпрингера (Axel Springer) и за ним самим, используя при этом его сотрудников с нацистским прошлым.

Газеты Bild и Die Welt в своих субботних номерах синхронно опубликовали материалы о том, что в 60-е годы западногерманская разведка BND с помощью своих тайных агентов собирала сведения о работе издательства Axel-Springer-Verlag и его основателе. Эта информация базируется на данных из архивов спецслужбы, оказавшихся в распоряжении Bild: 209 страниц с грифом «секретно» и «строго конфиденциально».

Согласно опубликованным материалам, в период с 1961-го по 1969 год BND имела в руководстве издательского дома, по меньшей мере, семерых информаторов, двое из которых входили в ближайшее окружение Шпрингера, являясь его личными советниками. Однако самым пикантным обстоятельством стало то, что оба они имели нацистское прошлое. Причём не просто «коричневое», а «тёмно-коричневое», как пишут другие немецкие издания.

Ныне покойный Хорст Манке (Horst Mahnke, агентурный псевдоним Klostermann) с 1950 года работал в журнале Der Spiegel, в 1960-м возглавил шпрингеровский журнал Kristall, с 1965-го по 1969 год руководил штабом личных советников издателя. Во времена национал-социализма он имел звание гауптштурмфюрера СС. Пауль Карл Шмидт (Paul Karl Schmidt), более известный как Пауль Карелл (Paul Carell), руководил службой безопасности Шпрингера и вплоть до смерти последнего входил в уже упомянутый штаб его персональных советников. В своё время был членом СА, позже стал оберштурмфюрером СС, служил референтом по делам прессы у министра иностранных дел Иоахима фон Риббентропа (Joachim von Ribbentrop).

Редакция не упоминает о том, являются ли вышеупомянутые документы BND недавно рассекреченными, поэтому не совсем понятно, почему публикации о них появились именно сейчас. К тому же они содержат обоюдоострую информацию, не совсем приятную как для немецкой разведки, так и для издательского концерна Axel Springer SE (на всякий случай напомним, что Bild и Die Welt являются его ведущими СМИ). Не исключено, что обе редакции согласованно сработали «на опережение», дабы избежать возможных обвинений в замалчивании важных для общественности сведений: лучше написать об этом первыми, чтобы не оказаться в положении оправдывающихся.

Bild намерен добиться от BND выдачи документов, касающихся остальных пятерых информаторов. У них, судя по имеющимся в редакциях данным, нет нацистского прошлого. Впрочем, сама по себе принадлежность некоторых сотрудников концерна к СС не является такой уж большой сенсацией. После войны тех, кто мог оказаться военным преступником, привлекали к суду. Тем же, кто преступником признан не был, в процессе денацификации было официально запрещено работать учителями, редакторами или журналистами. Однако спустя некоторое время (например, лет через десять) этот запрет снимали.

Похоже, что для Акселя Шпрингера главным был уровень профессионализма сотрудников, к тому же он больше опирался на людей с правыми взглядами, так что для него даже былая принадлежность человека к СС ещё не являлась препятствием для трудоустройства. Хотя проблемы, безусловно, создавала. От Манке в конце концов пришлось избавиться, причём в материалах BND были сведения, что это произошло по настоянию Израиля.

Для этого есть некоторые основания, тем более что преемником Манке стал заместитель шеф-редактора Die Welt Эрнст Крамер (Ernst Cramer), который полтора месяца отсидел в Бухенвальде за своё еврейское происхождение, однако в 1939 году чудом смог выбраться в США. После войны он вернулся в Германию, с 1958 года работал в изданиях Шпрингера. Руководство издательского дома до сих пор придерживается официальной линии, что Крамер заменил Манке вовсе не из-за давления извне, а лишь благодаря своим выдающимся деловым качествам, но кто сказал, что эти факторы нельзя совместить? О Крамере говорили, что это человек ЦРУ, и не исключали возможности его сотрудничества с израильскими спецслужбами.

Но главный вопрос в этой истории заключается в следующем: почему BND вообще могла заинтересоваться издательским домом Акселя Шпрингера? Ведь по своему официальному статусу она является внешней разведкой и не имеет права заниматься шпионажем внутри страны. Другими словами, её руководство фактически нарушало законы ФРГ. Ради чего?

Эксперты по вопросам спецслужб предполагают, что интерес внешней разведки к Шпрингеру был вызван внешнеполитическими устремлениями издателя. Он тщательно выстраивал отношения с израильтянами, не осталась без внимания спецслужб и его четырёхнедельная поездка в Москву в 1958 году. Напомним, кстати, что руководителем BND в то время был знаменитый Райнхард Гелен (Reinhard Gehlen), работавший ещё в армейской разведке вермахта.

Известный критик деятельности BND Эрих Шмидт-Эенбом (Erich Schmidt-Eenboom) в интервью изданию Telepolis саркастически заметил, что парни Шпрингера в этой ситуации совершенно зря пытаются представить свой концерн жертвой. Ведь контакты между ним и спецслужбой – это не просто односторонняя слежка за журналистами, а взаимовыгодное сотрудничество. Эксперт считает, к примеру, что в своё время Bild получала от BND компрометирующие сведения об известном своими разоблачительными публикациями журналисте Гюнтере Вальрафе (Günter Wallraff), несколько месяцев проработавшем в редакции под чужим именем.

Эта старая история наверняка вызывает у читателей новые вопросы. Например, о том, применяет ли BND сегодня практику работы внутри страны? Является ли Axel Springer SE или другие издательские дома объектом изучения со стороны спецслужб? Используются ли журналисты в качестве информаторов? А эксперты понимающе усмехнутся…


Самое читаемое сегодня


Категория: Новости общества | |

Подписка на RSS рассылку Вызываем огонь на себя


Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.