Ежедневные новости Главные новости дня России,Украины

Сброс настроек

Сбросить Добавить Ежедневные новости в закладки (избранное).  
Добавить в избранное

Алексей Серебряков отмечает юбилей

  • Алексей Серебряков отмечает юбилей
  • Смотрите также:

3 июня народный артист России Алексей Серебряков отмечает 50-летний юбилей. В июне начнутся съемки фильма  Сергея Пускепалиса «Клинч» (по пьесе Алексея Слаповского), где Алексей Серебряков сыграет учителя литературы.  В интервью «Трибуне» Алексей Слаповский (он же автор сценария фильма «Ирония судьбы 2» с Константином Хабенским в главной роли) рассказывает об отношении к Алексею Серебрякову,  а также к своему близкому другу -  Сергею Пускепалису,  и делится знаниями о школе, об учительстве, о молодежи ( после университета Алексей Слаповский работал учителем литературы).

- Алексей Иванович, наверняка, Сергей Пускепалис объяснил вам свое намерение поставить фильм именно по пьесе «Клинч»? Поскольку эта картина – его дебют в кино, значит, взволновала тема, конфликт между героями, да?

- У нас с ним много общих волнений. А тема переоценки ценностей с целью понять свои отношения с окружающими, понять самого себя – для русского человека вечная. И всякого думающего человека вообще. Именно этим герой и занимается. И меняется. Но замечает, что и окружающие словно стали другими. На самом деле,  другим стал его взгляд на события. За этим интересно наблюдать.

- Если Константин Хабенский прямо напрашивается на роль Географа в фильме Александра Велединского Географ глобус пропил, и как рассказывал мне режиссер, фотография Хабенского была в первом издании романа, то за Алексеем Серебряковым сразу и не увидишь Учителя? Или вы сразу определили, что это он – несчастный учитель из вашей пьесы?

- Ну, в Хабенском, вернее, в его герое, Учителя с большой буквы тоже не сразу увидишь. После фильма же не увидишь совсем. Работники школы бывают очень разными, в том числе учителя литературы. Я и сам преподавал литературу и русский язык три года после университета. Нам как раз б 3000 ыл нужен контраст внешнего, отчасти угловатого и жесткого, с чем-то иным внутренним. Поэтому, как только Сергей предложил: «Серебряков», - я тут же ответил: «Конечно, да!». И учитель у нас вовсе не несчастный. Он тяжело, конфликтно любит свое дело – в отличие от героя Хабенского.

- В советские годы, которые мы ругаем,  фильмы для подростков снимали, в том числе, и про несчастную любовь: «В моей смерти прошу винить Клаву К», «Вам и не снилось», «А если это любовь?», «Школьный вальс» и многие другие. Кино помогало молодым людям разобраться в своей ситуации, быть немного готовыми к борьбе за любовь. В вашей пьесе – тоже любовь, но она – в духе Тарантино. Думаете, что Сергей Пускепалис будет снимать триллер в стиле Тарантино?

- Очень сложно в тексте, а не на экране, увидеть дух Тарантино. Не знаю, где вы его рассмотрели?  Это имя ни разу в наших с Сергеем разговорах не возникало. Как, впрочем, и другие имена. Кроме разве что Абдрашитова и Миндадзе. Не потому, что нам близка их эстетика, но у нас с Пускепалисом сложился тандем двух понимающих друг друга и близких по духу людей. Дай нам возможность, мы бы по фильму в год снимали. Триллер будет не тарантиновский, а пускепалисовский. И не триллер все-таки, а трагикомедия. На грани.  То страшно, то смешно. А любовь такая же, какой всегда была. Просто меняются условия. Воспитывать при этом никого не собираемся. Главное – суметь сказать правду. Воспитывают не назидания - воспитывает правда (желательно художественная)

- В пьесе фигурирует Евгений Онегин. Поделитесь, пожалуйста, своим мнением об этом герое? В последнее время я столкнулась с тем, что мужчины – не любят Онегина, а женщины и девушки любят  несмотря ни на что?

- Он фигурирует только упоминанием. Просто как представление девушки о героях 19-го века. То, что и у Пушкина, и у нас безответная любовь, получилось случайно, я об этом не думал. Женщины и девушки любят Онегина? Не знал. А мужчины его не любят? Тоже не знал. Буду думать.

- Общались ли вы с Алексеем Серебряковым? У Алексея репутация «интеллектуала». Не знаю, насколько Серебряков – начитан, любит ли он поэзию так же сильно, как его герой, но то, что он - человек и актер – умный, вне сомнения. Принципиально ли то, чтобы Учителя играл по-настоящему умный артист? Лично мне сложно представить, чтобы Алексей Серебряков говорил в жизни глупости?

- Я с Серебряковым познакомлюсь как раз в день его рождения. А то, что человек он - весьма неглупый – по глазам видно. По его ролям. А вообще-то не только нашего героя, любую роль должен играть умный актер. Было бы что играть?  Насчет глупостей – никто не застрахован. Абсолютно. Человек, который никогда не говорит глупостей, для меня подозрителен.

- Алексей Серебряков сказал мне в интервью о том, что в школе он учился практически на одни пятерки (по одном предмету четверка). Как вы относитесь к отличникам? Был ли герой Серебрякова – отличником? Или он по жизни – неудачник? Как правило, отличники выбиваются в люди и делают хорошую карьеру.

- Я нормально отношусь к отличникам, сам неплохо учился. При этом не был, как сейчас говорят, ботаником. Я не знал этого про Серебрякова, но рад узнать – значит, мы с Сергеем угадали. Это я опять о некоторой двойственности. А герой его сделал карьеру более мужественную, чем многие: он делает не деньги,  а свое дело. Отчасти даже идеалист, если хотите. Хотя ни за что в этом не признается. Пока не довели.

- Герой Серебрякова – не только Учитель, но еще и муж, отец. Причем он живет со своей семьей и старается для семьи делать все. И профессию свою любит. Только вот людей, кажется, не любит.  Равнодушно  говорит об учениках. Как же так получается – все есть, всем хорош, а людей не любит?

- Нельзя любить профессию учителя отдельно от учеников. Так не бывает. Это что? «Предмет люблю, а школьников нет»? Такие в школе не задерживаются. Просто мужчины-учителя, да и женщины, кто там трудится в поте лица, а не на прогулке, о своей любви говорить опасаются. Скорее в сердцах воскликнут: «Надоели эти дебилы, дети дебилов!» И идут опять этих дебилов учить. Так что суть не в том, что он говорит, а в том, что делает.

- Знаю, что вы любите кино, иначе бы не писали сценарии, и не разрешали свои произведения экранизировать. Объясните, пожалуйста, что для вас кино? Какие любите фильмы? Есть ли среди любимых фильмы с Алексеем Серебряковым? Наверняка, у вас есть любимые артисты?

- С Серебряковым мне нравятся многие фильмы, не буду перечислять. И в сериалах достойно работает. Алексей  мне нравится как актер, как личность, как типаж, если хотите. В этом типаже нет привязки ко времени. Строго говоря, наша история могла произойти и 20 лет назад, и через 20 лет повторится. Поэтому и нужен Серебряков – он вневременной. А теперь еще и внепространственный. А перечислять любимые фильмы – дело для меня невозможное, места не хватит. На одном полюсе будет «Бриллиантовая рука», на другом «Меланхолия» Ларса фон Триера. А посередке «Аватар». Такой вот разброс. Актеров любимых тоже слишком много. Хотя есть безусловные для меня гении – как наш Евстигнеев, американец Джек Николсон, француз Депардье, француженка опять же Ани Жирардо, еще одна француженка – Жюльет Бинош… Нет, если начну упоминать еще и актрис, никогда не остановлюсь. Тут еще личные пристрастия. Вот нравится мне американка Эмили Блант, хорошая актриса, но даже не за игру. Там глаза, похожие на те, которые...

- Почему ученики меняются, а учителя остаются прежними? (Девушка говорит Учителю: «Я – очень изменилась, вы – нет»).

- Спасибо за вопрос. Эти слова – ответ на ту палку, которой герой запустил в Девушку. И попал. И она попала. В самое то. Как у человека, занятого сидячей работой, костенеет позвоночник, у учителей тоже с годами что-то костенеет. Это профессиональное. По хорошему им надо каждые десять лет давать год на отдых и учебу. На перезагрузку. У нас в этом и конфликт: Девушка упрекнула в застойности, а учитель начинает всячески изгибать свой внутренний, духовный позвоночник, чтобы доказать, что это не так. Не ей доказать, себе. До хруста, почти до слома.

- Девушка – умная – очень умная.  Только она похожа на монстра. Причем в каждом слове она - права, но при этом - чудовище. Умные люди - опасны?

- Стоп, стоп, не торопитесь, кино еще нет. Она такой кажется в тексте? Жаль. Это лишь по первому плану. В спектакле, который Пускепалис ставил по пьесе, она монстром не была. И в кино не будет. Живая. Обычная. Только очень сильно обиженная. Оскорбленная. А оскорбленная женщина, независимо от возраста, это, да, если не чудовище, то сокрушительная стихия. Опасны ли умные люди? Конечно. В первую очер 4000 едь,  для самих себя.

- Есть ли черты учительства у Сергея Пускепалиса? На мой вопрос: «Почему вы не набираете курс в театральном вузе?», Сергей ответил: «Я их (учеников)  то люблю, то  убить готов, то хвалю, то ругаю». Ваш друг -  по сути - Учитель или не учитель? И «вдогонку» - чем учитель отличается от режиссера?

- Кто-то сказал: важно учить учиться. Сергей сумел бы это. Но он понимает высокую меру ответственности. Я тоже отказываюсь от предложений преподавать – в Литинституте, на различных курсах. Думаю, мне тоже не хватило бы хладнокровия. И мы с ним еще слишком сами заняты нашими играми, чтобы стать тренерами, даже играющими. У режиссера и учителя больше схожего, чем отличий: и учитель, и режиссер, если говорить о школе и театре, работают с теми, кто есть. Всех пытаясь вытащить на определенный уровень. Кино – уже несколько иное, там режиссер - больше хозяин.

- Верите ли вы в нашу молодежь? Я много общаюсь с молодежью, и лично мне она напоминает вашу Девушку. Молодежь, на мой взгляд, умная, беспощадная, требовательная к другим, выносящая приговоры… Вся - из Верховенских…Или я ошибаюсь?

- С Верховенским я бы не сравнивал. Да, верно замечено, требовательности больше, чем было у нас. Но и выбор больше. Соблазнов больше. Возможностей больше. С другой стороны, во многих есть то, чего не хватало нам: умение сочетать приятное с полезным, искать то дело, которое по душе, не врать, не ущемлять своих интересов. Но это касается меньшинства – в любом времени. Большинство следует правилам окружения. А прогибаться под кодекс партийный или корпоративный – какая разница?

- Пускепалис называет вас гением, Учитель в вашей пьесе называет гением Пушкина. А кто для вас гений?

- Сергей – человек театра и кино. В этих сферах оценки всегда немного завышены и эмоциональны. В переводе на обычный язык означает: «талантливый человек». С этим я согласен и отвечаю: «Сам такой!» Но гением, в прямом смысле слова, себя, естественно, не считаю. Наоборот, терзаю себя за кучу ерунды, написанной наряду с приличными вещами. А гениев, перед которыми я преклоняюсь, - не сосчитать. Сейчас, например, меня волнует загадка гениального апостола Павла, я этим занимаюсь в связи с кое-какими творческими планами. Ведь многие считают, что именно он сделал христианство таким, каким оно стало, он провозгласил: «Нет ни эллина, ни иудея», - то есть – все люди равны перед Богом. Именно с этих слов началась современная цивилизация… Но мы далеко заехали. Хотя, если и фильм вызовет у зрителей мысли не только о том, что они увидят, это будет для нас с Пускепалисом идеальный результат. При этом я не большой поклонник фильмов-кроссвордов, тех, которые смотришь и до скрипа в мозгах – думаешь. В зале. Я люблю, когда просто смотришь. А выйдешь из зала – задумываешься. Носишь фильм в себе. Вот об этом мы и мечтаем.


Самое читаемое сегодня


Категория: Новости Кино | |

Подписка на RSS рассылку Алексей Серебряков отмечает юбилей


Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.