Ежедневные новости Главные новости дня России,Украины

Сброс настроек

Сбросить Добавить Ежедневные новости в закладки (избранное).  
Добавить в избранное

Россиниевский фестиваль в Пезаро

  • Россиниевский фестиваль в Пезаро
  • Смотрите также:

Европейской публике хорошо известны такие фестивали, как Зальцбургский, проходящий под знаком музыки Моцарта; Байройтский, посвящаемый великому Вагнеру. В нынешнем сезоне (13/14) фестивальной площадкой стали оперные сцены мира, исполнявшие свои спектакли в честь великих юбиляров Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера. 

Есть и более камерные фестивали, обосновавшиеся в уютных курортных городах. Таков, к примеру, фестиваль в Бад Киссингене в Баварии. Особое место среди музыкальных фестивалей принадлежит ROF — Россиниевскому оперному фестивалю, проходящему ежегодно в Пезаро, родном городе великого Джоакино Россини. Небольшой курортный городок на берегу Адриатического моря с каждым годом собирает всё больше и больше публики, желающей посетить оперные спектакли ROF. Фестиваль объединяет не только исполнителей высочайшего уровня, но и музыковедов, теоретиков искусства. В рамках фестиваля работает Академия Россинианы для молодых певцов. Весомым вкладом фестиваля в мировой культурный процесс является увеличение постановок опер Дж. Россини на мировых оперных сценах. С 90-х годов прошлого столетия, когда упростилась процедура пересечения границ для наших сограждан, устремились туда и мы, любители музыки. 

С самолёта, заходящего на посадку в Италии, хорошо видны горы, испещрённые тропами, дорогами, причудливо переплетающимися между собой. Тогда, давно, в XIX веке, каким-то чудным образом из маленького городка Пезаро на берегу Адриатического моря долетела до России музыка Джоакино Россини. Случилось это в 1821 году, и была это опера «Севильский цирюльник», исполненная в Одессе. 

Россини в Одессе: история 

Далёк от нас 1821 год. Может, в литературе запечатлено это событие? Да, действительно, отразилось это событие в стихах нашего гения А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин». Именно в то время в Одессе находился в южной ссылке поэт Александр Пушкин, высланный из& 4000 nbsp;Петербурга царём за «возмутительные стихи». «Упоительный Россини» — такими словами отметил поэт свою встречу с великой музыкой композитора в 8-ой неоконченной главе романа, названной «Путешествие Онегина». Удивительно, как точно поэт уловил и передал словами всё то, что составляет своеобразие и суть музыки гениального Россини. Для этого понадобилось 14 строк, но каких! 

«Но уж темнеет, вечер синий, 
Пора нам в оперу скорей: 
Там упоительный Россини, 
Европы баловень — Орфей. 
Не внемля критике суровой, 
Он вечно тот же, вечно новый, 
Он звуки льёт — они кипят, 
Они текут, они горят, 
Как поцелуи молодые, 
Все в неге, в пламени любви, 
Как зашипевшего Аи 
Струя и брызги золотые...» 

Существует великое множество комментариев, толкований всего того, что написано поэтом. Но всё-таки, уясним и мы, сегодняшние, то, что описано поэтическим языком: Орфей — мифический персонаж, увлекающий звуками своей кифары не только людей, но и животных, и даже растения, приковывающий к себе невидимой цепью. Не так ли и сегодня? Не звуки ли той волшебной кифары позвали и нас в неблизкий путь? О критике, мнением которой, действительно, Дж. Россини не весьма дорожил, был снисходителен к ней. Он шёл своим путём, нет, бежал, торопился, стараясь успеть записать то, что звучало в его душе. 

Как точно поэт определяет жизнь композитора во времени: он ВЕЧНО тот же и ВЕЧНО новый. Музыка его каждый раз открывает слушателю всё новые грани. О звуковом строе музыки Дж. Россини сказано такими словами, что хочется воскликнуть, обратиться к читателям: послушайте, как звучат, переливаются эти слова поэта! Звуки — они льются, кипят, текут, горят, в них нега, пламень и, наконец, они как струя и брызги золотые зашипевшего Аи! Это роскошь, соответствующая роскоши музыки великого Джоакино Россини. Слова и музыка у Пушкина составляют единое целое, дополняя друг друга. И это сказано по-русски! 

Пушкинские ассоциации 

Надо сказать, что поэт А. Пушкин никогда не бывал на Адриатическом побережье, но замышлял свой побег именно к этим берегам: 

Адриатические волны! 
О Брента! нет, увижу вас 
И, вдохновенья снова полный, 
Услышу ваш волшебный глас! 
Он свят для внуков Аполлона, 
По гордой лире Альбиона 
Он мне знаком, он мне родной. 

Поэту знаком голос адриатических волн, он ему родной, а, значит, звук, голос самого Джоакино Россини. Волшебный глас этих волн способен пробудить вдохновение поэта. В эти края звала его и молодая негоциантка Амалия Ризнич, возлюбленная А. С. Пушкина, которую он встретил в Одессе. Это её видит поэт в соседней ложе, окружённую поклонниками, на представлении оперы «Севильский цирюльник» в Одессе: 

А ложа, где красой блистая, 
Негоцианка молодая, 
Самолюбива и томна, 
Толпой рабов окружена. 

Любовь, идеалы свободы, музыка Россини! Вот те пути, те загадочные тропы, которые соединили навеки двух гениев — Россини и Пушкина, открыли движение двух культур — Италии и России — навстречу друг другу. 

Позднее, в Петербурге, в квартире на Мойке, жена поэта Наталья Николаевна, разыгрывала по нотам сочинения великого Россини. Эти ноты и сейчас стоят на пюпитре того рояля, как будто ждут момента, чтобы снова зазвучать... 

От императорских театров в современный Пезаро 

Музыка Россини, перешагнув границы, пришла в Петербург и Москву, в великосветские салоны и Императорские театры. Исполнялись оперы на языке оригинала итальянцами, оперными труппами, приехавшими из тёплой Италии в заснеженные, холодные российские столицы. Так началась русская Россиниана. Оперы Россини навсегда поселились в русских оперных театрах и не только в столичных. Оперные партии, написанные Россини, трудны для исполнения. Эта музыка именуется виртуозной и подвластна она тем исполнителям, которые овладели приёмами бельканто. Разумеется, и это справедливо, лучшими исполнителями итальянской оперы были и остаются итальянские певцы. Постичь стиль произведений Россини, приблизиться к эталону бельканто молодым певцам помогает, даёт напутствие школа Россинианы, существующая в Пезаро. Именно сюда слетаются со всего мира певцы, желающие постичь эти тайны. 

От Болоньи мчимся мы на юг. Скоро, скоро будет Пезаро, маленький итальянский городок на берегу Адриатики. Каждый год сюда спешат меломаны со всего мира на встречу с музыкой, в которой живёт душа великого композитора. Прямо от вокзала начинается Виа Россини и ведёт нас к морю. Почти у начала проспекта, слева, Театр Россини, чуть дальше — консерватория, основанная великим Россини и носящая его имя. В ознаменование этого события благодарные потомки установили памятник композитору во внутреннем дворе консерватории. 

Вы проходите Народную площадь, в центре которой, как принято в Италии, фонтан. Тут же, на площади, основательное здание телеграфа со скульптурной фигурой композитора Россини. Идём дальше и очень скоро, справа, можем видеть добротный каменный дом с мемориальной доской, повествующей нам о том, что в этом доме родился и жил великий композитор Джоакино Россини. Теперь здесь музей композитора. Всё здесь дышит его именем, памятью о нём, а самое главное — живой музыкой композитора. 

Странные события, скажу я вам, происходят иногда... Вот и в этот раз, у самого дома-музея Россини, на узкой улочке навстречу мне вышел, нет, чудным образом возник передо мной легендарный маэстро Альберто Зедда! Именно в этот момент я думала о том, как бы мне увидеть маэстро Альберто Зедду, поговорить с ним, если очень повезёт... И тут вдруг такая встреча! Мы поздоровались, как будто были давно знакомы, и, вознеся руки к небу, согласились, что сам Бог это устроил. 

Маэстро Зедда 

Маэстро Альберто Зедда — легендарная личность. Его имя ассоциируется с именем Россини. Альберто Зедда — признанный мировым музыкальным сообществом ведущий специалист и глубокий знаток музыкальной культуры Италии и особенно творчества великого Джоакино Россини. Именно Альберто Зедда вернул к жизни первоначальное звучание многих произведений Россини, испытав на себе яростное сопротивление тех, кто не хотел что-то менять в своём исполнении, не хотел переучиваться, возвращаться к первоисточнику. Маэстро Альберто Зедда выиграл этот бой, победил в этой схватке. Его поправки, а, вернее, реставрации нотных записей произведений Джоакино Россини были признаны мировым музыкальным сообществом и приняты к исполнению. Работа маэстро Альберто Зедды была сродни кропотливой работе мастера, восстанавливающего драгоценное полотно картины, принадлежащей всему человечеству. Понятно, что для такой работы требуются особые, глубокие познания, но ещё и особенное чувство гармонии, определяющее целостность представления о стиле великого композитора. 

Совершенно уникальное явление представляет собой искусство интерпретации произведений Россини в дирижёрской практике Альберто Зедды. За пультом мировых оркестров появляется маленький, очень серьёзный человек и, взмахнув дирижёрской палочкой, он овладевает вниманием огромных залов, ведя за собой музыкантов, причём, без каких-либо видимых усилий. Так, во всяком случае, это выглядит. 

ROF 

С именем Альберто Зедды связан ROF — Россиниевский Оперный Фестиваль. ROF — это всемирно известная аббревиатура фестиваля, проходящего ежегодно в Пезаро. Марка ROF давно признана в мире оперного пения, в мире высокого искусства. Это — состоявшийся бренд. Фестиваль был основан в 1980 году. Неизменным художественным руководителем фестиваля, его создателем был и остаётся по сей день уважаемый, признанный во всём музыкальном мире маэстро Альберто Зедда. 

Основная идея фестиваля — исполнение неизвестных широкой публике произведений Россини. У фестиваля существует своя весьма взыскательная аудитория, знающая толк в исполнении произведений Россини, имеющая не поверхностные представление о том, что именуется бельканто, сведущая в вопросах исполнительского стиля. На фестивале царит атмосфера высокого интеллектуального общения. Это среда единомышленников, совершающих паломничество в прекрасный мир высокого искусства. 

Фестиваль сложился и утвердился благодаря высочайшему уровню исполнительского искусства, как певцов, так и музыкантов. В 2013 году проходил у 3000 же ХХХIV Россиниевский оперный фестиваль. В программе фестиваля были представлены пять опер: «Путешествие в Реймс», «Итальянка в Алжире», «Вильгельм Телль», «Вор по случаю» и «Дева озера». Кроме того, концерт Академии Россинианы и концерты в номинации «Бельканто». Приятно отметить, что во всех разделах фестиваля, во всех операх в главных партиях можно было встретить исполнителей из России. Участвовать в Россиниевском фестивале, быть допущенным — это уже успех, а тем более, исполнить главную партию! 

Вся программа фестиваля сложилась в едином представлении о красоте, гармонии, изяществе исполнения, о необыкновенных постановках, где всё к месту, где режиссёрские решения вызывают согласие зрителя, его одобрение и восторг. На всех спектаклях и концертах всегда присутствовал маэстро Зедда, добрый гений ROF. Закончился фестиваль исполнением оперы Джоакино Россини «Дева озера», представленной в концертном варианте. За дирижёрским пультом был маэстро Альберто Зедда. 

Наступило время прощания с фестивалем, с гостеприимным Пезаро, с тёплым морем. Меломаны разъезжались, увозя с собой и мелодии великих произведений Джоакино Россини. Опять же, как тут не вспомнить описание театрального разъезда после «Севильского цирюльника» у А. С. Пушкина? 

Финал гремит; пустеет зала; 
Шумя, торопится разъезд; 
Толпа на площадь побежала 
При блеске фонарей и звезд, 
Сына Авзонии счастливой 
Слегка поют мотив игривый, 
Его невольно затвердив, 
А мы ревём речитатив. 
Но поздно. Тихо спит Одесса; 
И бездыханна и тепла 
Немая ночь. Луна взошла. 
Прозрачно-лёгкая завеса 
Объемлет небо. Всё молчит; 
Лишь море Чёрное шумит... 

В Пезаро всё было так, как рассказал наш гений. Только другое шумело море...


Самое читаемое сегодня


Категория: Новости культуры | |

Подписка на RSS рассылку Россиниевский фестиваль в Пезаро


Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.