Ежедневные новости Главные новости дня России,Украины

Сброс настроек

Сбросить Добавить Ежедневные новости в закладки (избранное).  
Добавить в избранное

Буква Ы как выражение народного духа

  • Буква Ы как выражение народного духа
  • Смотрите также:

Депутат Государственной думы Владимир Жириновский предложил отменить букву «ы». «Убрать эту букву гадкую, это азиатчина, нас за это не любят в Европе Это от монгол к нам пришло, ни в одном европейском языке буквы «ы» нет», — заявил член парламента (из новостей).

Я, наоборот, считаю, что пришла пора расширить употребление Ы, самой надрывной русской гласной, поскольку она глубоко выражает особенности народного духа.

Идея словарной экспансии буквы ы была поэтически высказана Иосифом Бродским:

Давай, трагедия, действуй. Из гласных, идущих горлом,

выбери ы, придуманное монголом.

Сделай его существительным, сделай его глаголом,

наречьем и междометием. Ы - общий вдох и выдох!

Ы мы хрипим, блюя от потерь и выгод

либо - кидаясь к двери с табличкой выход.

Но там стоишь ты, с дрыном, глаза навыкат.

И. Бродский. Портрет трагедии (1991)

Приведу и более раннее, замечательное стихотворение Андрея Вознесенского, героем которого, по сути, тоже является буквы ы - единственная гласная, которая трижды повторяется в заглавном слове.

СКРЫМТЫМНЫМ

Скрымтымным - это пляшут омичи?

скрип темниц? или крик о помощи?

или у Судьбы есть псевдоним,

темная ухмылочка - скрымтымным?

Скрымтымным - то, что между нами.

То, что было раньше, вскрыв, темним.

Ты-мы-ыы... - с закрытыми глазами

в счастье стонет женщина: скрымтымным.

Скрымтымным - языков праматерь.

Глупо верить разуму, глупо спорить с ним.

Планы прогнозируем по сопромату,

но часто не учитываем скрымтымным.

Как вы поживаете? - Скрымтымным'..

Скрымтымным! - Слушаюсь. Выполним.

Скрымтымным - это не силлабика.

Лермонтов поэтому непереводим.

Лучшая Марина зарыта в Елабуге.

Где ее могила? скрымтымным...

А пока пляшите, пьяны в дым:

Шагадам, магадам, скрымтымным!

Но не забывайте - рухнул Рим,

не поняв приветствия: Скрымтымным. (1970)

В этом стихотворении для Вознесенского важен, конечно, и выбор согласных м, н, т. Скрым - тым - ным: слышится скрыть, тьмы, ныть (вспомним Скифов Блока: нас тьмы, и тьмы, и тьмы). Но гласная ы - в центре этой надрывной и рыдающей звукописи.

Вознесенский и Бродский не первыми обратили внимание на грубое, варварское звучание буквы ы. Константин Батюшков, один из самых сладкозвучных русских поэтов, жаловался на то, что звук ы уродует русский язык. И язык-то сам по себе плоховат, грубенек, пахнет татарщиной. Что за Ы? Что за Щ? Что за Ш, ШИЙ, ЩИЙ, ПРИ, ТРЫ? [2]

Но сама грубость, неблагозвучность ы может стать выразительным средством, не только в поэзии, как у Вознесенского и Бродского, но и в языке вообще, способом передачи определенных смыслов. Каких? По Бродскому, ы идет горлом, навзрыд, с глазами навыкат, это знак трагедии, безысходности. По Вознесенскому, за скрымтымным стоит темная ухмылка судьбы. Это то, с чем не справляется разум, от чего ломается голос. Так скрыпят темницы. Так крычат о помощи. Так рыдает и мычит от счастья женщина. Кстати, первым на это обратил внимание еще в позапрошлом веке литературный деятель и нескромный поэт Михаил Лонгинов в своей Гусарской азбуке, выразив эту азбучную мысль вполне вульгарно:

Ы-буква слов не начинает.

Ы! - б... кричит, когда кончает.

Ы - это знак разрыва всех покровов цивилизации, звук оргии и магии, дикой стихии или тупого насилия, грубого и насмешливого разлома нормального хода вещей. Это звук каторжно-тюремный, звук ордынского ыга, звук ыстории, ломающей судьбы людей, знак ыстерики, которая порой бросает в припадок и сильных мужыков.

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке -

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!..

Для меня несомненно, что среди неистовых звуков, которые ночной ветер рыл и взрывал в сердце поэта, преобладающим был именно Ы. Этим звуком взЫвают, это звук позЫва и призЫва, это звук приставки вЫ - выталкивающей, выбрасыващей куда-то вовне. Эй, на вЫход! Я этого не вЫнесу. Меня вЫрвет.

Ы глубоко заброшена в мучительную суть бытия. Пытка, пытать, выть, ныть, мытарить, мыкать горе. Грубые действия и звуки: тыкать, втык, пырнуть, пыхтеть, мычать, рык, рычать, зык, зычный. Делатъ что-то наспех, халтурно: пыр-тыр. Знак пустоты, выемки, изъятия, утраты: дыра, пустырь, пыль, пузырь, рыть, нарыв, тырить. Жуткие твари: хмырь, упырь, быдло...

Нужно признать, что и главный русский глагол быть звучит уныло, с подвывом, как и все производные: бытие, обычай, привычка, забыть, добыча, быт. Бытие по-русски звучит как-то набыченно, с глазами навыкат. Жить тоже приходится с ыканьем, поскольку и после шипящих пишется лишь условно, а звучит ы: жыть, жызнь. Такое у нас жытье-бытье. Мы и вы так привыкли. Да и местоимения, какими мы обращаемся к другим, а во множественном числе говорим о себе, тоже звучат с подвывом. Ты-ы-ы. Вы-ы-ы. Мы-ы-ы. Не этим ли объясняется некоторая грубоватость наших общественных нравов? Обходимся без почтительных званий, без обращений, и даже когда попросту, без церемоний, голо-местоименно обращаемся друг к другу и к себе как к массе, ыкаем на разные лады: ты, вы, мы...

Конечно, можно привести и совсем другие примеры - ы в благородных и тонких по смыслу словах, как, например, тот же смысл, мысль, язык... Вопреки хлебниковской идее звездной азбуки, в фонетическом письме нет и не может быть строго однозначного соответствия между буквой (фонемой) и значением. Но использовать букву ы дифференциально, в ее звуко-смысловом отличии от буквы и, - это вполне входит в экспрессивные возможности языка. Ыкать можно не только в произношении, но и на письме.

Возьмем, к примеру, слова скрип, скрипеть. В 19-ом веке более употребительным был вариант с буквой ы. В Словаре Вл. Даля:

СКРИП м. или более употреб. скрып, резкий звук, визг, от взаимного трения чего-либо. Скрып немазанных колес. Скрып полозьев по снегу. Скрып дерев от бури. На корабле в качку вечный скрып.

У Лермонтова в Парусе:

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит;

Увы! — он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Скрыпит здесь выразительнее передает звук бури и гнущейся, почти уже ломаемой мачты, чем мягкое-тонкое скрипит. Скрып обозначает толстый, рваный, надрывный звук, тогда как скрип более тонок, пронзителен. Было бы вполне оправдано употреблять скрип и скрып для обозначения разных звуков, как два разных, хотя и родственных слова. Нож по стеклу скрипит, а вот мачта под ветром - скрыпит. Скрыпит телега, скрыпит лес в непогоду. Снег под сапогами может скрипеть, а может и скрыпеть - это, по сути, разные звуки, в зависимости от того, едут ли по нему тонкие санные полозья или ступают тяжелые кирзовые сапоги.

То же самое визг - тонкий, истошный, и вызг - грубый, бранный, надсадный. Ограбленная девочка визжит, пойманный бандит вызжит. Было бы неправильно приписывать хрупкой жертве и громиле одно и то же звуковое действие.

Можно использовать варианты с ы и и и для передачи психологических, идеологических различий. Плюшкин у Гоголя говорит скрипуче, а Базаров у Тургенева - скрыпуче. Еще бы: ведь и слово принцип господа нигилисты произносят как прынцип. Но может быть, это разница не только произношения, но и значения? Может быть, принсипы, на которые ссылается Павел Петрович Кирсанов, и прынципы, на которые упирают его противники-нигилисты, это слова с разными денотатами? Принсип - это правило, условие, установление, которое придает гармонию и изящество бытию. А прынцип - это орудие господства над миром, орудие интеллектуального насилия, идея как выражение воли к власти. Принсип - либеральное понятие, а прынцип или даже прынцып - варварское, нигилистическое, революционное.

Звукосмысловые различительные возможности букв ы и и позволяют выстроить новый ряд слов и понятий, параллельно уже существующим. Кто-то исполняет свой долг, а кто-то ысполняет, да так ретиво, что извращает (ызвращает?) его смысл. С нежной истомленной женщиной случается истерика, а с боксером в тяжелом весе ыстерика иногда происходит прямо на ринге. Так что вполне можно представить такие написания, где замена и на ы оправдана смыслом:

Поручение начальника ысполнено (без рассуждений, и взято под козырек).

Сталин развил свою версию творческого марксызма.

Ыграли в быллиард: Шмаровоз проыгрывал.

Е в безударных слогах, где оно звучит как и, тоже может заменяться на ы, если это семантически оправдано.

Партия и впрямь была совыстью нашей эпохи.

Совесть произносится как совисть и может писаться как совысть. И тогда в нем звучит вытье, как если бы о совести говорили волки.

В самом слове язык звучит зык (грубый, резкий, ыкающий звук). Вот и предлагается озычить язык - внедрить в него букву ы как дополнительную смыслоразличительную единицу. Литературовед и писатель Вячеслав Курицын в 2001 г. заявил о своем решении, вопреки правилам, писать после шипящих ы, а не и. Жызнь, жыть, шыть, жырный, шык, мужык и т.д. Он не объяснял своих мотивов, но можно предположить, что ему хотелось придать более опасный, грубый, сырой склад своей речи, а заодно попикироваться с орфографической нормой и гладкописью. Жыви опасно (Ницше). Эта инициатива была своевременна. Но написание и или ы после шипящих не меняет произношения, потому что и после шипящих и так произносится ы, т.е. курицынское левописание отражает звуковую реальность, а нормативное правописание - условность, норму.

Сейчас же речь идет не об альтернативной орфографии - игры с нею уже сделались общим местом в олбанском языке с его фанетикой (от fun, забава). Речь идет о создании нового отряда слов, которые и по написанию, и по произношению отличаются от существующих, ибо в них на месте обычного и или безударного е стоит ы, как знак брутальности, варварства, темной ухмылки. Мне представляется, что всем своим историческим опытом мы выстрадали право на букву ы, даже и в начале слова.


Самое читаемое сегодня


Категория: Новости общества | |

Подписка на RSS рассылку Буква Ы как выражение народного духа


Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.