Ежедневные новости Главные новости дня России,Украины

Сброс настроек

Сбросить Добавить Ежедневные новости в закладки (избранное).  
Добавить в избранное

Лоцман во времени: к 70-летию снятия блокады

  • Лоцман во времени: к 70-летию снятия блокады
  • Смотрите также:

Книга называется «Война: эффект присутствия».

И оправдывает название. Работы уникальны. В одном кадре, с помощью современных технологий и мастерства автора, с точностью до миллиметра, совмещены фрагменты из жизни блокадного Ленинграда и виды современного Петербурга. На одной части фотоколлажа — разбомбленные дома, разрушенные дороги, мрачные улицы, где лежат люди, погибшие от вражеских снарядов и от голода, бродят истощенные замерзшие одинокие дети… А на другой половине кадра — куда-то спешащая нарядная молодежь, яркие витрины бутиков, дорогие автомобили, увешанные вывесками бизнес-центры…

Все фотографии сделаны в одном и том же месте, с одной и той же точки. Снимки военных лет — случайными фотографами, чьи имена зачастую так и остались неизвестными. А в сегодняшнем Питере нашел и запечатлел те же улицы и те же дома, что на снимках 70—75-летней давности, высчитал те же точку съемки и ракурс, а затем совместил картинки из прошлого и из современности — Сергей Ларенков. Наложив одно на другое, соединив прошлое и настоящее, он сумел создать тот самый эффект присутствия, о котором сказано в заглавии книги.

Ленинград. Смертность в городе

— В этом совмещении двух реальностей выражено желание максимально приблизиться к тем событиям, — объясняет ведущий редактор «Лениздата» и альбома фотореконструкций Наталия Соколовская, — самим непосредственно прикоснуться к настоящей блокадной истории, может быть, минуя то, как нам пытались ее преподносить. Эффект присутствия — ловушка времени. Всматриваясь в эти улицы, эти лица, в какой-то момент человек неизбежно начинает чувствовать, что он здесь и сейчас проживает не только свою жизнь, но и тех, кто жил в этих местах до него. Потому что в их прожитых жизнях кроется много уроков и для нас.

— Фотография — это застывший миг ушедшей эпохи, она — прошлое, которое существует одновременно с настоящим и требует нашего осмысления, — подтверждает Сергей Ларенков. — Когда в 10-летнем возрасте мне подарили фотоаппарат, я и не думал, что с его помощью можно перемещаться во времени. Прошли годы, и я этому научился. Когда я нахожу точку, откуда многие годы назад делал снимок фотограф, я физически чувствую контакт с тем временем, вижу оба времени одновременно и пытаюсь передать это своими коллажами.

Ни на собственных новых фото, ни тем более на старых архивных автор ничего не меняет, не ретуширует, не перестраивает. Подает действительность такой, какая она есть.

На улицах Берлина

— Фотография — это документ, самый верный и неподкупный свидетель времени, — убежден Сергей. — Я никогда не делаю постановочных снимков, но иногда получаются интересные совпадения. Видя, что я что-то снимаю, люди невольно оглядываются и как бы смотрят на тот объект, который находится «в прошлом». Но мне кажется — в настоящем…

Ларенков — не профессиональный фотограф. И даже совсем не фотограф — моряк. Но основная профессия помогает ему в любимом деле.

— Меня часто спрашивают, — продолжает создатель фотоколлажей, — трудно ли вновь отыскать ту точку, которую когда-то, более 70 лет назад, нашел блокадный или военный фотограф? Ведь только снимок, сделанный с того же самого места, дает возможность явно почувствовать присутствие времени. Но я в прошлом штурман, сейчас — лоцман петербургского морского порта. Моя задача, когда я провожу корабль, постоянно знать, чувствовать, видеть, где я нахожусь. Так же и тут. Мысленно проводишь три линии, чтобы они пересеклись в одной точке, у моряков это называется  «створы», совмещаешь углы домов, трубы, дороги… Так соединяется время.

Сама идея такой передачи информации родилась у моряка пять лет назад.

Прага. Май 1945-го

— В 2009 году, к 65-летию снятия блокады, я сделал несколько фотореконструкций, чтобы показать их своим детям, — рассказывает Сергей. — Чтобы они увидели своими глазами, чтобы им стало понятно, через что прошли их прабабушки и прадедушки в кольце блокады. Одни работали, другие воевали. Мне захотелось эту память детям донести наглядно…

Потом Ларенков разместил результаты своих экспериментов в интернете, где они оказались бешено популярны. Вскоре автора разыскали сотрудники Государственного музея истории Петербурга и предложили ему принять участие в выставке, посвященной 65-летию снятия Ленинградской блокады.

— Я согласился, — вспоминает лоцман, — и с того момента уже не мог остановиться. Искал новые фото, путешествовал по всему миру. После Петербурга, Пушкина, Павловска, Гатчины, Выборга возникла серия работ по военной Москве, Киеву, Севастополю, Одессе, Керчи, Сталинграду—Волгограду. Затем исполнил давнюю мечту — увидеть Победу с другой стороны, и попал в Берлин, Прагу, Вену, Париж…

Всего сегодня у Ларенкова более 600 фотоколлажей. В альбом «Война: эффект присутствия» вошли не все (и автор, и издатели надеются, что выйдет продолжение). Первая часть книги посвящена преимущественно блокаде Ленинграда, но есть здесь и фотографии, сделанные в других городах бывшего СССР. Вторая часть — о Европе.

Ленинград. Артобстрелы

— Работы Сергея производят на людей не менее сильный эффект, чем подлинник дневника Тани Савичевой, фигурировавший на Нюрнбергском процессе; личные вещи блокадной альпинистки Ольги Фирсовой, принимавшей участие в маскировке высотных доминант Ленинграда; роман «Петр I» с застрявшей в нем снайперской пулей, спасший жизнь ленинградскому солдату, и прочие блокадные реликвии, — рассказывает заведующая Государственным музеем истории Петербурга Татьяна Шмакова.

— Альбом Ларенкова — не просто собрание иллюстраций, — отмечает Наталия Соколовская. — При подготовке издания мы решили к каждой фотореконструкции дать сопроводительный текст, причем сразу на двух языках — русском и английском.

Комментарии к фотографиям подбирал молодой петербургский историк Александр Романов. Перевела весь альбом на английский язык писатель и переводчик Александра Глебовская.

— Подобрать подписи к этим работам оказалось крайне сложно, — признается Александр Романов. — Сначала мы пытались пойти проторенным путем. Но выяснилось, что сухие факты, типовые фразы здесь не работают. Эти фото — вещь в себе. Каждое из них уже говорит своим языком, уже рождает размышление. Тогда мы поняли, что тут нужно живое слово. Таким словом стали отрывки из блокадных дневников и воспоминаний, цитаты из интервью очевидцев и участников тех событий.

— Война возвращается туда, где о ней забывают, — напоминает Сергей Ларенков. — Сегодня мы все находимся на фронте борьбы с забвением.


Самое читаемое сегодня


Категория: Новости культуры | |

Подписка на RSS рассылку Лоцман во времени: к 70-летию снятия блокады


Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.