Ежедневные новости Главные новости дня России,Украины

Сброс настроек

Сбросить Добавить Ежедневные новости в закладки (избранное).  
Добавить в избранное

О распространении исламского фундаментализма

  • О распространении исламского фундаментализма
  • Смотрите также:

Религиозное возрождение, охватившее Россию и ее регионы после распада СССР, и завершение эпохи государственного атеизма в 1991 году привели к массовому восстановлению и строительству новых храмов по всей стране.

Общий для всего государства процесс проходил и в регионах компактного проживания народов, исповедующих ислам. Однако, естественный духовный порыв мусульманского населения к своей религии был использован приверженцами радикальных исламских течений из зарубежных стран, ставивших себе целью духовно переориентировать российских мусульман на зарубежные религиозные центры. Подобные политические устремления в долгосрочной перспективе должны были привести к превращению мусульман Поволжья и Северного Кавказа в «пятую колонну» в собственной стране и включить эти территории в глобальный геополитический передел в Евразии. В 90-е годы теперь уже прошлого века приезд иностранных мусульманских миссионеров в Татарстан воспринимался как желание зарубежных единоверцев из стран Ближнего Востока помочь татарам вернуться к исламу. По воспоминаниям муфтия Татарстана Ильдуса Файзова (2011-2013) пиетет перед арабами достигал таких форм, что «на любого араба смотрели чуть ли ни как на самого пророка Мухаммеда» [1].

Известный татарский богослов Фарид Салман вспоминал, что в бытность его работы во главе отдела международных связей Казанского мухтасибата в начале 90-х годов, когда начались первые визиты арабских эмиссаров, ему часто в качестве переводчика приходилось бывать рядом с ними. Тогда они недвусмысленно предлагали ему сотрудничество. В 1991 году приехавшие из Университета имени Абд аль-Ваххаба в Эр-Рияде преподаватели убеждали его начать содействовать им в приобщении татар к «чистому исламу» [2]. Сам Салман тогда от подобных предложений отказался, и впоследствии неоднократно поднимал тревогу по этому поводу. Причём он – один из немногих, кто ещё в 90-е годы разглядел, куда ведёт такое «сотрудничество» мусульманскую умму [3]. Увы, далеко не все были столь принципиальными противниками «помощи» от зарубежных единоверцев из арабских благотворительных фондов.

Деятельность зарубежных исламских миссионеров сконцентрировалась сначала на организации мусульманских молодёжных лагерей. Первый такой прошёл с 27 апреля по 3 мая 1992 года на территории пионерского лагеря «Солнечный» под Казанью. Он был организован саудовской благотворительной организации «Тайба». В качестве лекторов выступали четверо граждан Саудовской Аравии, одним из которых был Махди Ханбали. Весьма любопытны впечатления одного из участников этого лагеря, отражающие настроения татарской молодёжи: «Саудовцы казались нам непререкаемыми авторитетами ислама. Мы все думали тогда, что соплеменники и земляки пророка Мухаммеда были единственным источником настоящего и чистого ислама» [4]. Арабы также участвовали в организации культурных вечеров, которые пользовались огромной популярностью. Открытый в том же году московский филиал Международной ассамблеи мусульманской молодежи (WAMY), возглавляемый гражданином Саудовской Аравии Али ал-Амуди, организовывал курсы проповедников ислама в Москве и в Казани, куда охотно приглашалась татарская молодежь. Наряду с этим практиковались поездки по районам Татарстана, где арабские проповедники выступали с лекциями перед мусульманской молодежью. К примеру, 14-27 декабря 1992 года с «благотворительным караваном» по республике разъезжал Усман Ахмед Хасан Али, гражданин Судана [5].

Открытые лекции арабских миссионеров проводились не только в мечетях или для участников молодежных лагерей. Нередко для этого использовались целые концертные залы. К примеру, в феврале 1992 года в культурно-спортивном комплексе «Уникс» Казанского университета выступали перед многочисленной аудиторией заместитель министра вакуфов Иордании Валид Шукри Сапсуг, представитель Всемирной исламской организации помощи («Saar Foundation») Али Иссам Салех из Иордании и член президентского (дудаевского) совета Чеченской республики Иса Умаров. Салех на этом вечере рассказал о деятельности организации, отметив, что в Москве, где к тому времени действовал её офис, уже взято под её покровительство 125 татар («Saar Foundation» оказывала помимо «просветительской» работы, ещё медицинскую и материальную поддержку). Весьма характерно, что в репортаже об этом мероприятии татарская журналистка отметила: «Визит миссионеров стал ещё одним доказательством возрастающего интереса мусульманских стран к Татарстану» [6].

В 1993 году вояжи в регионы Поволжья совершал представитель организации «Аль-Игаса» Абдель-Хамид Джафар, известный среди ваххабитов под кличкой Дагистани. Организация «Аль-Игаса» более известна как «Международная исламская организация «Спасение» (МИОС). На эту организацию в своё время обращалось особое внимание СМИ: появлялись сообщения экспертов о том, что её руководители, связанные с саудовскими спецслужбами, негласно финансировали ваххабитов по всему миру, включая и религиозных радикалов, действующих на территории России.

В 1999 году органами ФСБ для СМИ была представлена информация о том, что Дагистани в тот период возглавлял «Русский отдел» «Аль-Игасы», и четыре месяца в году проводил в России, вместе со своим бухгалтером совершая вояжи в Татарстан и на Северный Кавказ; а также о том, что Дагистани является имамом мечети в Медине и выполняет деликатные поручения одной из саудовских спецслужб. Известно, что в Татарстане и на Северном Кавказе Дагестани выступал с проповедями перед мусульманами, в т.ч. перед шакирдами местных вновь открытых медресе. В некоторых проповедях Дагестани открыто призывал к вооружённому джихаду против «неверных», говоря о том, что рано или поздно придётся вести войну против «кяферского государства». В 1995 году посольству Саудовской Аравии в России было заявлено о нежелательности пребывания Абдель-Хамид Джафара Дагистани на территории России, после чего официально Дагистани убыл из страны [7].

В 1993 году саудовская благотворительная организация «Тайба» заключила договор о содействии образовательному процессу с дирекцией новообразованного в г.Набережные Челны (второй по численности населения и значимости город Татарстана) медресе «Йолдыз», что де-факто привело к трансформации медресе в центр по подготовке боевиков, что показали в дальнейшем события Второй чеченской войны (1999-2001). Данное медресе в 1993 году руководством Духовного управления мусульман Татарстана фактически было продано спонсорам из «Тайибы». Осенью 1999 года выпускник медресе Денис Сайтаков вошёл в число подозреваемых в организации терактов в Москве, впоследствии была доказана причастность шакирдов «Йолдыза» ещё к нескольким подобных акциям, а также подтверждены факты сотрудничества руководства медресе с чеченскими полевыми командирами Шамилем Басаевым и Хаттабом, которые проводили для студентов «Йолдыза» «полевую практику» [8]. Вскоре ещё 10 учащихся этого медресе были объявлены в розыск по ст.208 ч.2 Уголовного кодекса РФ («Участие в вооруженных формированиях, не предусмотренных законом»). Возглавлял филиал «Тайбы» в Татарстане Иса Шебахат, гражданин Иордании.

В 1997 году в Казани появился филиал «Международной исламской представительской организации» (МИПО). Эта организация была создана при финансовой поддержке Саудовской Аравии в г. Дакка (Бангладеш). В том же году филиал организации появился и в Москве. Официальной целью создания МИПО является распространение ислама по всему миру. В 2001 году в СМИ появились сообщения, что план деятельности МИПО был нацелен на создание во взаимодействии с другими международными исламскими структурами «исламского государства на территории России с центром в Татарстане», в которое вошли бы несколько субъектов РФ [9].

В этот же период распространение ваххабизма в Татарстане и соседних регионах шло по линии организаций «Ибрагим бин Абдулазиз аль–Ибрагим» («Аль-Ибрагим»), «Всемирная ассамблея мусульманском молодёжи» и «Комитет мусульман Азии», связанных с саудовскими и кувейтскими спонсорами и со спецслужбами Саудовской Аравии.

Цели деятельности этих организаций, официально заявленные в учредительных документах, были довольно схожи и, как правило, не выходили за рамки оказания материальной помощи отдельным гражданам, общественным и религиозным объединениям, а также содействия в организации религиозного просвещения. Вместе с тем, в СМИ и в научной литературе со стороны востоковедов и политологов звучало немало негативных оценок деятельности этих «неправительственных организаций». В частности, отмечалось, что оказание ими гуманитарной помощи сопровождалось созданием разветвлённой сети организаций, финансируемых Саудовской Аравией, особенно активно стремящейся содействовать увеличению роли ваххабитской формы ислама в общественной жизни на территории России, и, тем самым, прямо или косвенно закрепить саудовское влияние. Среди реальных целей этих организаций следует отметить и формирование просаудовских настроений среди максимально возможного количества верующих, формирование готовности к вооружённому джихаду против «неверных», а также компрометация местных действующих религиозных авторитетов и продвижения на их посты своих ставленников.

Негативное влияние на мусульманскую общину Татарстана оказал представитель Тайба, гражданин Алжира Бу Сетта Абдрурразак, работавший преподавателем в медресе «Мухаммадия» (1994-1997). Во время пребывания в Казани он регулярно вмешивался во внутренние дела мусульманского духовенства, создавал интриги среди руководства Духовного управления мусульман, подстрекал учащихся медресе к столкновениям с сотрудниками местной газеты. Иностранец организовал поездки молодёжи в религиозные университеты Саудовской Аравии и Кувейта, известные своей фундаменталистской направленностью [10].

С 1992 года стала действовать уже упоминавшаяся организация «Saar Foundation», которая также специализировалась на организации исламских молодёжных лагерей для последующей отправки их участников на учёбу в арабские страны. Эта организация стремилась организовывать лагеря не только на территории России, но и в Казахстане и Белоруссии, куда приглашала м 1000 олодых мусульман из Татарстана. Филиал этой организации в России возглавлял иорданец Али Иссам Салех.

По аналогичной схеме работал и региональный благотворительный фонд «Аль-Харамейн» («Al-Harame-in Foundation»), основанный в 1991 году Саудовской Аравией с целью оказания помощи мусульманским братьям в различных частях света и распространения по всему миру истинных исламских учений. Аль-Харамейн является ведущей благотворительной организацией саудитов, действующей непосредственно под патронажем королевской семьи и под эгидой Министерства по делам ислама КСА [11]. С 1993 года на территории регионов Поволжья действовали представители «Аль-Харамейна». А сама организация функционирует непосредственно под патронажем королевской семьи Саудов при поддержке Министерства по делам ислама и вакуфов Королевства Саудовской Аравии (КСА). Эмиссары этой организации агитировали молодых мусульман ехать в КСА для получения там религиозного образования. Между тем, образовательная деятельность этой структуры, сводившаяся первоначально к организации семинаров, лагерей и издания литературы, довольно быстро сменилась на вербовку готовых воевать в Чечне мусульманах из Татарстана. С началом Первой чеченской кампании (1994-1996) организация вела активную антироссийскую кампанию в поддержку исламского «джихада» в Чеченской Республике.

Только к 2000 году российским органам безопасности стало понятно, что деятельность подобных зарубежных «благотворительных» организаций приводит к появлению терроризма на религиозной почве в среде российских мусульман и финансированию боевиков [12]. Как отмечают исследователи, оказание гуманитарной помощи сопровождалось созданием разветвлённой сети организаций под видом благотворительных фондов, финансируемых Саудовской Аравией, особенно активно стремящейся содействовать увеличению роли радикального ислама в общественной жизни в мусульманских регионах России и, тем самым, прямо или косвенно закрепить свое присутствие там [13].

Проникновение арабских миссионеров нетрадиционного для региона ислама наиболее успешно осуществлялось в систему создаваемого в 90-е годы в Татарстане мусульманского образования. В 1993 году начали при

Самое читаемое сегодня


Категория: Новости общества | |

Подписка на RSS рассылку О распространении исламского фундаментализма


Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.