Ежедневные новости Главные новости дня России,Украины

Сброс настроек

Сбросить Добавить Ежедневные новости в закладки (избранное).  
Добавить в избранное

Первопечатник Иван Федоров

  • Первопечатник Иван Федоров
  • Смотрите также:

Проходя в Москве по Охотному ряду, невозможно не обратить внимания на изумительный памятник - первопечатнику Ивану Фёдорову (работы скульптора С. М. Волнухина и архитектора И. П. Машкова), со смерти которого прошло 430 лет.

Подписка на сбор средств для установки этого памятника Ивану Федорову была открыта в 1870 году по предложению Московского археологического общества. Памятник был официально открыт 12 октября 1909 года. Первопечатник изображен во время работы, рассматривающим свежий оттиск страницы «Апостола». Левой рукой он придерживает печатную наборную доску. Несмотря на принадлежность к духовенству, Иван Федоров представлен в мирской одежде и с ремешком, перехватившим волосы (деталь, обозначающая принадлежность к ремесленникам). Связано это с тем, что в XVI веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься ремеслами, чтобы не впасть в нищету.

На передней стороне постамента размещена надпись: «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров». Под ней указана дата начала печатания «Апостола» - 19 апреля 1563 г. (книга увидела свет 1 марта 1564 г.). В центре пьедестала, на отлитой бронзовой доске, изображен печатный знак Ивана Федорова: рука, держащая щит с буквами «И» и «Ф», между ними изогнутая полоса в виде латинской «S», над нею - деталь, напоминающая наконечник стрелы. Исследователи расшифровывают эти изображения как изгиб реки (по древнему изречению книги - суть реки, наполняющие вселенную) и угольник - инструмент, использовавшийся при наборе букв.

Место для памятника было выбрано историческое - недалеко от Никольской, где и располагался Государев печатный двор, построенный в 1553 году: там работал И. Фёдоров. Сейчас памятник стоит уже в другом месте: сначала в 1934 г. при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены его подвинули вглубь, затем, уже в 1990-е гг., при строительстве торгового комплекса «Наутилус» перенесли ближе к гостинице «Метрополь». От старого Печатного двора остался лишь теремок - «правильня» по улице Никольской, дом 15.

Иван Федоров - настоящее имя Иван Федорович Московитин, один из основателей книгопечатания в России и Украине. Он родился между 1510 и 1530 годами (точные сведения отсутствуют). По версии Е. Немировского, Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529-1532 гг.. C 1530-х принадлежал к окружению митрополита Макария. Под началом Макария занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского. Иван Фёдоров быстро освоил тонкости типографского искусства в так называемой «Анонимной типографии», созданной чуть ранее по инициативе ряда образованных русских людей того времени (игумена Сильвестра, митрополита Макария и др.). До середины 1550-х в ней были изданы первые пробные единичные печатные листы, первые книги (не датированные, без заглавий). Все они были предназначены для повседневного богослужения (Печатная Триодь, два Евангелия), но способа быстро издавать достаточное количество экземпляров ещё найдено не было.

В 1553 году Иоанн IV приказал построить в Москве «штанбу» - типографию, которая в 1550-е годы выпустила несколько «анонимных» книг. Типографию возглавил Иван Фёдоров, взявший в 1563 г. в подручные неких Петра Тимофеева, сына Мстиславца, и Марушу Нефедьева. Началась работа над печатанием книги «Деяниями апостольские и посланиями соборные и святого Павла послания» (ныне сокращённо именуется «Апостол»). 1 марта 1564 года первой государственной типографией в Москве была выпущена первая московская печатная богослужебная книга. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники - дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.

Была создана сама модель первопечатной книги. Блоки текста на странице имеют 25 строк. Эти блоки почти совпадают с размером современной страницы А4. По всем правилам подготовки типографского издания «Апостол» снабжен колонтитулами, подстрочными и надстрочными ссылками. Книга печаталась двумя красками. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени.

Творчески переработав орнаментальные приёмы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала XVI в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Фёдоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал её полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI в. Вслед за Деяниями святых Апостолов Фёдоров и Мстиславец напечатали в 1565 году два издания «Часовника» (Часослова) - тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению.

О печатном стане для первых книг не сохранилось сколько-нибудь подробных источников, известно лишь, что он был сделан по итальянским образцам. Единственным источником сведений о станке Федорова является опись его типографского имущества, сделанная вскоре после смерти печатника во Львове. Там нашлось такое описание: «типографский станок со всеми принадлежностями из дерева, ...большой литой медный винт с гайкой и пластиной, которой прижимают литеры, и рама, в которую помещают литеры». Размер его был небольшим, вес около 104 кг.

Для начала типографской деятельности Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Вначале изготавливалась матрица шрифта - вырезалась в твердом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась ее копия путем оттиска на более мягком металле; полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в нее металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст. Федоров в своей работе применял шесть шрифтов. Все московские, заблудовские и львовские издания набраны московской гарнитурой, имитирующей полууставное письмо XVI в. Сначала этот шрифт имел только два размера. Все рисунки для шрифтов и пуансоны изготовил сам мастер. В XVII в. гравировка пуансонов была уже обязанностью граверов-резцов. В XVI-XVII вв. шрифты отливали из олова. Знаки шрифта хранили в кассах, однако устройство их было не слишком удобным, что сильно замедляло скорость набора.

Для получения книжных иллюстраций и орнаментов гравировали деревянные доски. Рисунок для резьбы составляли знаменщики. На первых порах при печатном стане работали два человека - батырщик и тередорщик. Это были сами Федоров и Мстиславец. Черную краску для набивки варили в самой типографии из сажи, дорогую же киноварь покупали. Перед печатью бумагу увлажняли на мокрой ткани, помогая ей лучше воспринимать краску. Готовые оттиски собирали в тетради и каждую выколачивали деревянным молотком. Все собранные вместе тетради выравнивали в тисках, после чего обрезали. Для сшивания чаще всего использовали конопляные нитки в несколько сложений. Переплетными крышками служили доски, обтянутые тканью или кожей. Завершалось книжное творение прикреплением к переплету застежек и угловых накладок. За исключением поворота винта станка для прижатия печатного листа к форме все операции делались вручную.

Новшество вызвало протест значительной группы духовных лиц. Рукописное создание богослужебных книг происходило в молитве и посте; бездушный же типографский станок воспринимался ими как нечто нечистое. Кроме того, новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков. Печатников обвинили в распространении ереси. Поскольку же главный защитник Ивана Фёдорова - митрополит Макарий умер в 1563 году, первопечатники остались без покровительства. Будучи радушно принятым польским королём Сигизмундом, Иван Фёдоров нашел пристанище у польского гетмана Григория Александровича Ходкевича, мецената и просветителя, который в своём имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию.

Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем, было Учительное Евангелие (1568), получившее название Заблудовского. В предисловии Ходкевич упоминает первопечатников с большим уважением, называя их по имени и отчеству - Иван Федорович Москвитин и Петр Тимофеевич Мстиславец, тогда как в Москве их называли без отчеств как людей простого звания. «Евангелие учительное» было издано с тем же совершенством, что и московский «Апостол», но оно стало последней книгой, которую Иван Федоров и Петр Мстиславец издали совместно. В 1569 г. Пётр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Фёдоров продолжал работать в Заблудово, издав Псалтырь с Часословцем (1570). В 1569 году была заключена Люблинская уния, окончательно закрепившая объединение Польско-литовского государства, после чего отношения с Москвой обострились, а Православие стало постепенно изгоняться из государства.

В 1574 году вместе с сыном, а возможно, и с другими работниками типографии, Иван Федоров переехал во Львов. Здесь в 1573 г. «дукарь москвитин» («московский печатник») организовал уже собственную типографию, и в 1574 г. сумел переиздать Апостола в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Оно отпечатано в конце книги на девяти страницах. Из него становится очевидным знакомство автора с произведениями Максима Грека, Андрея Курбского, документами «Стоглава», а также с сочинениями других современников. В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой - Азбука, по его словам, «для пользы русского народа» (единственный экземпляр «Азбуки» И. Фёдорова обнаружен в 1939 г., ныне находится в США, в библиотеке Гарвардского университета). Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой.

Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию. В азбуке использован буквослагательный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов.

Сначала шли двухбуквенные сочетания с каждой гласной по алфавиту (буки - аз = ба), затем те же слоги с добавлением третьей буквы (буки - рцы - а

Самое читаемое сегодня


Категория: Новости культуры | |

Подписка на RSS рассылку Первопечатник Иван Федоров


Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.