Ежедневные новости Главные новости дня России,Украины

Сброс настроек

Сбросить Добавить Ежедневные новости в закладки (избранное).  
Добавить в избранное

Туринский приют главной тайны тамплиеров

  • Туринский приют главной тайны тамплиеров

Ключ к одной из загадок непризнанной реликвии христианского мира спрятан в проповеди референдария храма Святой Софии Григория.

430 лет назад, 14 сентября 1578 года, прекратились полуторатысячелетние скитания погребальных покровов Спасителя. Они наконец обрели покой в кафедральном соборе Турина. Однако споры по поводу Туринской плащаницы не окончены до сих пор. Три самых известных реликвии христианского мира — плащаница, чаша Грааля и копье Лонгина — не признаются в таком качестве ни одной из основных христианских церквей, но все они вызывают огромный интерес и у верующих, и у ученых. Радиоуглеродное исследование ткани плащаницы, проведенное по инициативе римской курии в 1988 году, должно было всех примирить, поскольку окончательно стало ясно, что плащаницу создали не ранее 1260-го и не позднее 1390 года. С тех пор её официальный статус в католическом мире — статус иконы, а не реликвии. Но загадок все равно остается много. Сказать когда не значит ответить на вопрос «как?». Одни пытались доказать, что плащаницу можно было нарисовать краской, другие утверждали, что для этого нужна яркая вспышка, как при ядерном взрыве. Столь же запутана и история странствий этой реликвии

Не просто саван?

Несмотря на результаты радиоуглеродного анализа и официальную позицию церкви, по мнению многих верующих и ряда специалистов, плащаница, хранящаяся в соборе святого Иоанна Крестителя в Турине, — тот самый саван, прямоугольная погребальная пелена (по-гречески «синдон»), в которую обернули Спасителя, сняв с креста на Голгофе. На похороны дал разрешение сам Понтий Пилат — в ответ на ходатайство тайного последователя Христа Иосифа Аримафейского — богатого иудея и члена Синедриона.

Длина плащаницы составляет 4 м и 36 см (часто ее округляют до 4 м и 40 см), а ширина — 1 м и 10 см. Рисунок льняной ткани известен среди текстильщиков как «гарингбон» (herringbone twill) — «селедочная кость», или простая елочка. Это плетение используется в ткачестве до сих пор.

Однако на «елочке» обыкновенность савана заканчивается, ибо на ткани присутствует слабый желтоватый отпечаток мужского тела — вид спереди на половине, покрывавшей тело сверху, и вид сзади, на половине, касавшейся тела снизу. Руки человека сложены в запястьях и прикрывают чресла. Если оба изображения совместить в ортогональной (боковой) проекции — получится трехмерное изображение погребенного. Особенность изображения состоит в том, что получено оно не в результате использования красителей, а как если бы саму ткань подвергли некой тепловой обработке.

Отпечаток — или изображение — воспроизводит образ высокого (175–188 см) мужчины с довольно развитой мускулатурой, носившего усы, раздвоенную бороду и волосы до плеч, которые он расчесывал на прямой пробор. На ткани также сохранились красновато-коричневые пятна — следы крови. Они точно соответствуют тем ранам, которые, по свидетельствам евангелистов, получил Христос во время своих страстей.

Лоб и кожа головы отмечены проколами от тернового венца (сразу скажем, что пытка терновым венцом не была распространенной, и вне истории Христа не встречается), а лицо распухло в результате избиения, на правой щеке даже виден внушительный синяк. С правой стороны грудины присутствует след от удара копьем с частицами крови и лимфы — в точности по Евангелию от Иоанна. На спине хорошо видны следы бичевания римской многохвостой плетью — флагрумом. Правое плечо, на котором приговоренный к распятию должен был нести крест, натерто. На правом запястье — круглый след от гвоздя со следами крови. Левое запястье располагалось под правым и, соответственно, следа крови не оставило. Грудина покойного расширена, как если бы жертва отчаянно пыталась втянуть воздух в легкие, что типично при гибели на кресте. Совпадает с библейской историей и то, что ноги жертвы целы. Дело в том, что для ускорения смерти распятых римляне наносили им «удар милости» — перебивали ноги. Висение на руках без опоры на ноги приводило к скорому отеку легких, и приговоренные умирали быстрее. Христу «удар милости» не понадобился: римские солдаты решили, что Иисус мертв. Наконец, обе ступни проткнуты единым штырем.

Несет на себе плащаница и другие свидетельства истории. В частности, следы пережитого ею в 1532 году пожара — обожженные участки, где ткань вступила в контакт с расплавленным серебром ковчежца, и большие пятна от воды. Хорошо видны на ткани и складки, самая заметная из которых находится прямо под подбородком лика распятого.

Одиссея чудотворного синдона: от гробницы до Константинополя

Впервые плащаница была упомянута в Евангелии от Иоанна (20: 4–9): «…Вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. […] И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел [во гроб]. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал». Здесь «другой» — сам евангелист Иоанн.

И всё, больше никаких сведений, если не считать апокрифические свидетельства о том, что Иосиф Аримафейский спрятал плащаницу в Кумране. Факт остается фактом — до XIV века мы теряем синдон как артефакт, хотя отсылки к изображению нерукотворного лика Христа всплывают в источниках постоянно.

Речь, в первую очередь, идет о сообщениях, касающихся так называемого «Эдесского мандилиона» (от греческого mandias — «платок, полотенце, убрус»). В католической традиции он называется «Платом Вероники», а в православной — «Спасом Нерукотворным». По описаниям, это был прямоугольный кусок ткани, на котором отпечатался лик Спасителя — первая икона.

Западная и восточная легенда о мандилионе не совпадают. В восточной (византийской) традиции появление убруса связано с Абгаром V (Abgarus V, первая половина I века) — царем Эдессы (ныне Урфа в Турции). Абгар страдал неизлечимой болезнью: по одной версии, подагрой, по другой — проказой. Когда рассказы о чудесах Иисуса достигли его владений, царь послал Назарянину письмо, в котором просил приехать и избавить его от страданий. Иисус не поехал сам, взамен послав Абгару плат, которым, умывшись, вытер лицо — так впервые был запечатлен на ткани лик Спасителя. Абгар не только излечился, но и стал обладателем бесценной чудотворной реликвии.

Первое письменное свидетельство о плащанице относится к III веку и принадлежит перу Евсевия (260–339), архиепископа Кесарии. Священник сообщает, что ему довелось работать с документами из канцелярии Абгара, и он даже смог установить, что убрус привез в Эдессу апостол Фаддей. Но где находится плат, в то время никто не знал.

По сообщениям хронистов, мандилион «всплыл» сам в 525 году, когда случился сильный разлив Дайсана (притока Евфрата). При ремонте пострадавших от воды ворот Эдессы в стене над входом нашли некую ткань, несущую на себе изображение мужского лица. Это вполне мог быть Нерукотворный Спас — ведь именно после этой находки Эдесса становится центром христианского паломничества. Более того, после 525 года радикальным образом меняется и иконография Иисуса Назарянина. Безбородого античного юношу с белокурыми локонами сменяет черноволосый и чернобородый мужчина семитского фенотипа, как окажется потом — соответствующий изображению на убрусе. Кстати, православная традиция помещать над воротами монастырей и крепостей образ Нерукотворного Спаса происходит именно отсюда.

В 944 году референдарий  храма Святой Софии в Константинополе Григорий (другими словами — посредник между храмовыми священниками и императором) перевозит мандилион из Эдессы в столицу Византии: сцена передачи священником сложенного полотна императору Константину VII Багрянородному (K

Самое читаемое сегодня


Категория: Новости культуры | |

Подписка на RSS рассылку Туринский приют главной тайны тамплиеров


Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.