Ежедневные новости Главные новости дня России,Украины

Сброс настроек

Сбросить Добавить Ежедневные новости в закладки (избранное).  
Добавить в избранное

Как ведущих Маяка уволили за оскорбление инвалидов

  • Как ведущих Маяка уволили за оскорбление инвалидов

Радиостанция Маяк была вынуждена закрыть рубрику Болячки, в которой в популярной форме обсуждались серьезные болезни, и уволить ее ведущих - Викторию Колосову и Алексея Веселкина - из-за скандала с оскорблением больных муковисцидозом. Выпуск программы, в ходе которой ведущие откровенно смеялись над тяжелой наследственной болезнью, вызвал шквал критики в адрес радиостанции. Роскомнадзор, нашедший в поведении ведущих нарушения закона о СМИ, воспользовался случаем, чтобы ускорить принятие кодекса профессиональной этики журналистов.

Скандальный выпуск программы Болячки, представляющей собой часть большого утреннего шоу на Маяке - Программы П, вышел в эфир 4 октября, однако широкое внимание общественности привлек только пару недель спустя. Программа П стартовала на Маяке в феврале этого года, заменив собой популярное утреннее шоу Сергей Стиллавин и его друзья. Новое утреннее шоу позаимствовало у прежнего как состав ведущих - самого Сергея Стиллавина, Алексея Веселкина, Викторию Колосову, Рустама Вахидова и звукорежиссера Владислава Викторова (Витуса), так и некоторые рубрики, в том числе и Болячки.

О популярности радиорубрики Болячки, в которой обсуждаются тяжелые болезни и способы борьбы с ними, можно судить хотя бы по тому, что из ее выпусков составлялись целые аудиокниги. Как говорится в описании одной из книг, в этой рубрике ведущие и некий доктор Давид с присущим только им юмором рассказывают о, в общем-то, серьезных болезнях и способах их лечения. Идея, по-видимому, объясняется форматом утренних радиошоу, в которых ведущие стараются не обременять сонного еще слушателя слишком серьезной подачей материала.

Впрочем, в выпуске про муковисцидоз, который и спровоцировал скандал вокруг программы, ведущие (Стиллавин и Вахидов на этом эфире не присутствовали) явно переборщили с несерьезностью. Муковисцидоз - это неизлечимое наследственное заболевание, которое проявляется в чрезмерном скоплении слизи в легких и органах желудочно-кишечного тракта. При поздней диагностике болезни или отсутствии лечения смерть, и крайне мучительная, наступает в более чем половине случаев - из-за обилия слизи больные просто не могут дышать и нормально переваривать пищу. Но если на Западе медицина уже достаточно давно и успешно справляется с симптомами болезни и люди с муковисцидозом в среднем живут там около 50 лет, то в России только 12 процентов детей с муковисцидозом без необходимого лечения доживает до 15 лет (на Западе этот показатель достигает более чем 40 процентов). Из-за дорогостоящего лечения фонды помощи больным муковисцидозом и их семьи постоянно бьются за то, чтобы обратить на себя внимание государства и получить финансовую поддержку.

Неудивительно поэтому, что у общественных организаций и родителей больных детей сильнейшее негодование вызвал эфир, в котором ведущие строили рожи, засовывая сушки в рот и изображая клыки, острили про то, что с больными детьми хорошо текилу пить (из-за нарушения обмена веществ на коже у больных муковисцидозом выступает соль), или по-детсадовски хохотали при слове меконий (фекалии новорожденного). Скандал начал набирать силу в соцсетях: блогеры обвиняли ведущих в том, что они находятся за гранью человеческого сострадания, и предлагали им пообщаться с родителями, на глазах у которых умерли их дети. Коллективу Болячек припомнили и то, как в свое время он осудил панк-молебен девушек из Pussy Riot, которых ведущие раскритиковали за неуважение чувств других людей.

Затем тему подхватили СМИ - две недели спустя после эфира, 18 октября портал LifeNews разместил видеофрагмент передачи (полная ее версия к этому моменту была уже удалена со всех официальных ресурсов) и заявил, что общественные организации, в частности фонд Помощь больным муковисцидозом, направили жалобу в Роскомнадзор на ведущих Болячек и потребовали от радиостанции извинений. Историю подхватили другие издания, не преминувшие внести свою лепту в линчевание Маяка - к пятнице 19 октября интернет кипел возмущенными отзывами. Несколько сдержанней выступил Slon, отметивший, что люди в России традиционно не хотят ничего знать о чужих проблемах и значительная часть аудитории не станет слушать журналистов, поднимающих неприятные вопросы, если только ей не предоставить костыли психологической защиты - например, в форме смеха и цинизма. Журналист Илья Колмановский в колонке в Большом городе подвел итог всем репликам, предложив критикам Маяка, вместо того чтобы ставить ссылки на видео с LifeNews, распространять реквизиты платежных организаций, которые помогают больным муковисцидозом.

Скандал, поднятый блогерами и СМИ, вынудил наконец отреагировать и руководство Маяка. Первым извинения от имени радиостанции принес ее программный директор Анатолий Кузичев. В интервью Эху Москвы он признал поведение и тон ведущих ошибочным, но отметил, что Маяк тем самым помог привлечь внимание к болезни. Блогосфера на столь циничное извинение отреагировала новым потоком гневных комментариев - Кузичев же в комментарии Ленте.ру заявил, что СМИ исказили его слова. Меня обвиняют в цинизме, который мне, особенно по таким поводам, не присущ, - объяснил программный директор Маяка. - Что я имел в виду: парадоксальным образом - а это была ключевая фраза в моем заявлении - это неподобающее, неприемлемое для нас, катастрофическое с точки зрения вкуса, такта, здравого смысла выступление наших ведущих в утреннем шоу заставило и нас серьезно обратиться к проблеме [муковисцидоза], и страну услышать то слово, которого большая часть народу до этого не знала.

В воскресенье вечером Кузичев в эфире Маяка уже объявил о закрытии рубрики Болячки и переформатировании всего утреннего эфира. На следующее утро принесли свои извинения и ведущие - свою запоздалую реакцию они объяснили тем, что Виктория Колосова, по иронии судьбы, болела и журналисты не могли собраться в том же составе, в каком они провели свой скандальный эфир. Извинения Колосовой и Веселкина снова вышли боком Маяку, поскольку все СМИ буквально процитировали их в том виде, в котором они появились на сайте радиостанции: Тон неуместен, форма неуместна. Мы очень сильно извиняемся всем тем, кому принесли страдания той программой. В неграмотности и сухости комментария винить надо было, как выяснилось, не самих ведущих, а редакторов сайта Маяка: Колосова и Веселкин же в самом эфире выразились корректно и подробно, объяснив свой поступок потерей чувства реальности в попытках понравиться слушателю и развлечь его.

Тем не менее неуместные шутки и яростная реакция общественности на них стоили Колосовой и Веселкину места на Маяке - днем 22 октября руководство радиостанции заявило о прекращении сотрудничества с ведущими. Кроме того, в попытке загладить конфликт руководство Маяка решило перечислить в фонд помощи больным муковисцидозом сумму в размере месячной зарплаты всех участников скандального эфира и дневной зарплаты всех остальных сотрудников радиостанции. В понедельник днем на Маяке также провели специальную Горячую линию, в ходе которой обсуждалась ситуация с увольнением ведущих, а Анатолий Кузичев заявил, что радиостанция планирует провести еще несколько серьезных и больших эфиров, посвященных проблемам больных муковисцидозом. Что же касается Сергея Стиллавина, то, по словам Кузичева, радиостанция надеется сохранить его в качестве ведущего, однако он как автор всего утреннего шоу должен понести хотя бы формальную ответственность за случившееся.

Реакция общества на жесткие меры по отношению к не вовремя расшутившимся журналистам оказалась, как всегда, полярной: одни повторяют ставшее уже идиомой новое выражение Владимира Путина и предлагают влепить двушечку провинившимся, другие называют закрытие программы и увольнение ведущих из-за больных, которые кормят своими лозунгами фармацевтические компании, несправедливым.

Отреагировал на скандал и Роскомнадзор, обнаружив в заявлениях ведущих Маяка нарушения закона о СМИ, который обязывает журналистов при осуществлении профессиональной деятельности уважать права, честь и достоинство граждан. Ведомство направило соответствующее предупреждение руководству Маяка и заметило, что произошедшее подтверждает необходимость скорейшего появления в российском журналистском сообществе действующего и чтимого 'кодекса профессиональной этики'.

С такой же идеей выступил на прошлой неделе глава комитета по СМИ Общественной палаты и главный редактор Московского комсомольца Павел Гусев. Он предложил саморегуляцию отрасли в качестве альтернативы постоянно ужесточающемуся законодательству, отметив, что у нас уже скоро на каждый чих будут появляться законы - что можно, что нельзя. Учитывая частоту подобных скандалов в СМИ, - в этом году в оскорбительных репликах в адрес людей с инвалидностью отметились как либеральный Дождь, так и федеральный канал Россия-1, - принятие такой хартии действительно может пойти на пользу журналистскому сообществу. Остается только надеяться, что использоваться она будет действительно как средство для самоконтроля прессы в вопросах этики, а не как очередной репрессивный инструмент со стороны государства.


Самое читаемое сегодня


Категория: Новости Здоровье | |

Подписка на RSS рассылку Как ведущих Маяка уволили за оскорбление инвалидов


Написать комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.