Почему оппозиционерам нужен перерыв на лето
Когда 12 июня оппозиция объявила, что следующие крупные протестные акции пройдут уже осенью (мол, а теперь каникулы, до новых встреч), я с любопытством обнаружила следующее: многие из митингующих, даже самых отчаянных, восприняли это объявление спокойно и без особой грусти. «До осени — так до осени», — сказала моя знакомая, мама двоих дошколят. Она прошла все митинги от Чистых до Сахарова, умудрившись и детей на них пару раз притащить, и свекровь, которая «удачно» приехала погостить в мае. «Хоть с мелкими на даче посижу, в город не нужно будет мотаться».
«И хорошо, — откликнулся мой бывший однокурсник. — Теперь пару месяцев можно снова спокойно читать “Афишу”, без километровых манифестов на сорок полос».
«Уеду на Казантип наконец-то, — радостно заявил молодой парень, который круглосуточно дежурил на Оккупайабае по столовой и отчаянно звал меня с собой.
Да и я обрадовалась перерыву. Правда, по-своему. Меня привлекли скорее не освободившиеся выходные и возможность взять отпуск в июле (хотя и это тоже). Я почувствовала, как важно, что у всех «белоленточников» появился небольшой временной лаг между митингами. Время, когда можно спокойным, отстраненным и отдохнувшим взглядом посмотреть на все семь месяцев протестов и ответить на несколько важных для себя вопросов.
Спросите себя, загорая в шезлонге на даче, для чего вы ходили на митинги и какие цели преследовали на самом деле? Не оказалось ли, что шли туда по привычке и потому, что у вас есть фейсбук и туда регулярно приходят приглашения на «Марши», «Круги» и «Кольца»? Или, может быть, вы шли туда за тусовкой, за тем, чтобы посмотреть на Навального и обсудить, какая же Собчак с Яшиным красивая пара? Ездили ли вы в Астрахань, чтобы поддержать Олега Шеина или чтобы «зачекиниться» в новом городе и рассказывать друзьям о выездном турне московской оппозиции?
Мне не удается отделаться от мысли, что митинги у многих вошли в привычку. Процесс ради процесса — вот что стало важнее конкретного результата. Я как журналист отходила почти на все акции. Я знала многих участников по именам, а после пятого-шестого митинга мне, да и моим коллегам, уверена, без труда удавалось вычислять в толпе главных оппозиционеров, оперативно фиксировать каждое их слово и действие. Каждое, понимаете! Доходило до абсурда: когда Удальцов чихнул, я поняла, что моя рука уже сама тянется написать об этом короткий пост в онлайн-ленту на сайт. Звучит смешно, но кроме меня на каждом митинге было предостаточно тех, кто слепо ходил за любым, у кого мегафон и тех, кто выкрикивал лозунги, просто потому, что так делали люди рядом. И чем больше митингов, тем больше неосознанности.
Спросите, попивая лимонад на лавке в парке Горького, действительно ли вы думаете, что разумно просить перемен от власти, которую сами же обвиняете в неспособности что-либо сделать по-человечески? Может быть, стоит подкорректировать лозунги, чтобы они сработали?
Затем, в сентябре, спросите себя, загоревших и отдохнувших, что значит белая ленточка именно для вас? Чтобы потом не оказалось, что она — очередная дань тренду, как это случилось с ленточкой георгиевской.
Единственный протест, который не должен уходит на каникулы никогда, — это протест личный, осознанный, не требующий выхода на площади. Против хамства вокруг, против мусора в подъезде, против собственной лени, наконец. Это ежедневная маленькая борьба с несовершенством мира, в которой лозунг «один за всех и все за одного» не работает. Тут каждый сам за себя.
Самое читаемое сегодня
Категория: Новости общества | |
Почему оппозиционерам нужен перерыв на лето